Елена Сафонова, 22.12.2020 0

Время перемен: темы сочинений и аргументы по направлению итогового сочинения


В декабре в этом году не пройдет очередное итоговое сочинение, его перенесли на более поздний срок. В этом году направления сформулированы не так, как было прежде. Это не пара и не утверждение, а широко очерченное смысловое поле. Возможно, благодаря этому ребятам будет проще подобрать аргументы из литературы.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Особенности направления "Время перемен"

На наш взгляд, это направление выглядит наименее "размашистым": к нему проще подобрать конкретный список тем — и потому предполагает более конкретную подготовку.

Как можно заключить по комментариям на сайтах Рособрнадзора и ФИПИ, темы этого направления будут затрагивать переломные моменты в судьбе страны или человека, некие судьбоносные перемены. Таким образом, можно предположить, что темы могут быть посвящены

  • историческим потрясениям;
  • крутым виражам судьбы человека;
  • переменам вообще.

Рассмотрим первую группу.

Едва ли в теме будет названо конкретное историческое событие (хотя это возможно: революция 1917 года или Перестройка выглядят вполне достойными версиями). Более вероятной кажется предположение, что событие (или несколько) нужно будет выбрать ученику. 

Если проблематика не будет более конкретно очерчена темой, стоит, наверное, осветить в сочинении один из вопросов:

  • Как перемены в стране влияют на человека?
  • Может ли человек остаться в стороне от того, что происходит в обществе?
  • Может ли человек повлиять на общество, на страну, организуя там перемены, или это происходит независимо от чьей-либо воли?
  • Перемены — это хорошо или плохо для общества? Для обычного человека?
  • Что лучше: постепенные изменения или резкие перемены?

Это, конечно, примерные вопросы. Темы могут формулироваться вокруг них или быть более общими.

Приведем некоторые примеры литературных произведений; это могут быть книги, освещающие какой-то переломный исторический момент:

  • "Двенадцать" А. Блока (революция 1917 года).
  • "Окаянные дни" И. Бунина (то же самое).
  • "Дочь Ивана, мать Ивана" В. Распутина (Перестройка; подходит также для рассуждений по направлениям "Я и другие", "Забвению не подлежит") и другие.

Например, рассматривая поэму А. Блока «Двенадцать», стоит обратить внимание на то, что произведение написано по горячим следам, когда чувства еще не улеглись, а последствия не стали очевидны. Поэт пишет скорее не литературное произведение, а нечто, подобное музыке в стиле модерн. Поэма — это нервный диалог разных героев, разных ритмов и инструментальных партий. Все сметено ветром революции: любовь, вера, мораль и закон. Что же остается?

Можно предложить ребятам порассуждать на эту тему, а можно просто подумать о том, какие изменения в сознании человека (на примере Петрухи) спровоцированы переменами в стране и в обществе.

На вираже

Обратимся теперь к другой группе тем — тем, которые посвящены серьезным переменам в жизни конкретного человека. Речь, думается, может идти о чем-то по-настоящему судьбоносном: тяжелой болезни, полном пересмотре убеждений и т.п.

Вопросы для обдумывания могут быть такие:

  • Зависит ли личность, ее убеждения от судьбы?
  • Полезны ли перемены для человека? Являются ли они испытанием или катарсисом (очищением)?
  • Надо ли избегать жизненных потрясений, "виражей судьбы"?

Темы, вероятно, будут связаны с этими вопросами.

Возможно, аргументы стоит поискать в произведениях, в которых присутствует потрясение, полностью меняющее жизнь человека. Первое, что приходит в голову, — это «После бала» Л. Н. Толстого. Рассказ обычно хорошо запоминается и легко интерпретируется школьниками.

Интересные выводы можно сделать, рассматривая один из рассказов И. А. Бунина: например, «Солнечный удар» или «Лёгкое дыхание». Скажем, в рассказе «Солнечный удар» безнадежная любовь героя переворачивает его душу. Как хрупкую фарфоровую куклу, ломает подлость взрослого мужчины жизнь и психику Оли Мещерской, героини рассказа «Лёгкое дыхание».

Менять или не менять?

Наконец, третья группа тем носит философский характер и требует общего рассуждения о том, зачем нужны перемены, позитивное они явление или негативное, как они влияют на людей и народ.

В качестве основы для аргументации подходят все названные выше произведения. Можно еще обратиться к роману Е. Замятина "Мы", героиня которого рассуждает о "последней революции".

Социум, государство развиваются; это могут быть прогресс или регресс, эволюция или революция. В любом случае перед нами некие перемены. Хорошо ли, что они есть? Да, в целом хорошо: меняться может лишь живое, для мертвого всё мертво. То есть любые изменения в социуме показывают, что общество это живо и способно меняться. Даже если перемены к худшему. Возьмем для примера старость. Это, безусловно, изменение для человека. И желанным его нельзя назвать. Но едва ли многие захотят умереть лет в 35, лишь бы избежать неприятных возрастных изменений.

А вот относительно того, что касается постепенных или экстремальных изменений, существуют разные мнения. Героиня романа «Мы» уверена, что революция необходима социуму для его здорового существования. Вообще, анализ образа подводит к мысли, что перед нами настоящая анархистка-экстремистка, которой истинное удовольствие доставляет нарушение всех запретов.

Можно спорить с этой идеей или соглашаться с ней. Материал для аргументации, кроме этого произведения, можно искать в других антиутопиях: «1984» Оруэлла или «Звездная пыль» С. Лукьяненко (второй роман дилогии «Звезды — холодные игрушки» и «Звездная пыль» (читать, конечно, лучше вместе оба произведения)).

В заключение хочется сказать еще об одной группе тем. Вроде бы, возможны темы, связанные с научным и техническим прогрессом. К ним надо относиться с осторожностью, стараясь рассмотреть проблему разносторонне. Не надо полностью негативно высказываться о прогрессе, хотя это сейчас и модно, да и произведений такого плана можно немало найти. Лучше указать и отрицательные, и положительные стороны этого явления. Право же, без антибиотиков, прививок, самолетов, холодильников, компьютеров было в чем-то хуже. Например, детская смертность от скарлатины в 19 веке, по мнению историков, превышала 75%. Но и проблем у современного общества, избалованного техническим прогрессом, предостаточно. Ссылаться в этом вопросе можно на «Прощание с Матёрой» В. Распутина, цикл С. Лукьяненко «Прекрасное далеко», «Generation „П“» В. Пелевина, «451 градус по Фаренгейту» и «Вельд» Р. Брэдбери, «Не отпускай меня» Исигуро Кадзуо и др.

Возможные темы

И в конце приведем списки тем и произведений.

  • Что приносят людям исторические потрясения?
  • Как перемены в стране отражаются на человеке?
  • Всякие ли перемены к лучшему?
  • Что лучше: революционная ломка или путь медленных реформ?
  • Согласны ли вы со словами Ф. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»?
  • Может ли человек остаться в стороне от перемен, совершающихся в обществе?
  • Полезны ли потрясения для человека?
  • Как вы понимаете выражение «удар судьбы»?
  • Может ли человек сам изменить свою судьбу?
  • Что может сломать привычный уклад жизни?
  • Нужны ли перемены в жизни?
  • Что привнес технический прогресс в жизнь общества?
  • Что может повлиять на перемены в обществе?
  • Согласны ли вы с мнением, что мы сейчас живем в эпоху перемен?

Что почитать для подготовки к итоговому сочинению «Время перемен»?

  • А. П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч», «Вишневый сад».
  • Л. Н. Толстой «После бала».
  • А. А. Блок «Двенадцать».
  • И. А. Бунин «Окаянные дни», «Солнечный удар», «Легкое дыханье».
  • М. А. Булгаков «Собачье сердце».
  • Е. Замятин «Мы».
  • А. Грин «Зеленая лампа».
  • В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», «Прощание с Матёрой».
  • Е. Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери».
  • Е. Водолазкин «Брисбен» (можно и "Лавр", но книга очень тяжелая), «Сестра четырёх».
  • В. Лихачев «Кто услышит коноплянку».
  • М. Петросян «Дом, в котором…».
  • С. Лукьяненко "Поезд в Теплый край", цикл «Прекрасное далеко», дилогия «Звезды – холодные игрушки» и «Звездная пяль».
  • В. Пелевина «Generation „П“».
  • Дж. Оруэлл «1984».
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вельд».
  • Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня».
  • Дж. Грин «Виноваты звезды».

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?