Елена Сафонова, 18.10.2020 0

Подготовка к итоговому сочинению 2019-2020: материалы для сочинения по направлению «Добро и зло»


Направление "Добро и зло" выглядит простым и удобным для подготовки. Но это обманчивое впечатление, так как тем по этому направлению можно придумать огромное множество, причем очень разных. По-видимому, будут отрабатываться философские понятия, но философских течений много, все они судят о добре и зле по-разному. Это может оказаться фатально, если попытаться аргументировать свое мнение ссылкой на писателя, придерживавшегося совершенно других взглядов.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Опасно может быть опираться на роман "Мастер и Маргарита": часто приходится видеть работы, в которых высказывается мнение, что Воланд в романе творит добро. Это упрощение, которое грубо искажает авторский замысел. Такие аргументы могут быть не засчитаны.

Все же стоит обдумать это направление и что-то по нему почитать. Легко может попасться и простая, интересная тема, а про добро и зло говорится, по сути, в любом произведении.

Темы могут рассматривать

  • добро и зло как философские понятия;
  • добро как доброту, милосердие;
  • зло как жестокость или ненависть;
  • зло как равнодушие;
  • какое-то чувство, действие или явление с точки зрения его отношения к добру или злу.

Рассмотрим, какие аргументы мы можем найти в некоторых произведениях.

Е. Шварц"Дракон"

Пьеса Евгения Шварца рисует фантастическую картину. Городом правит безжалостный дракон. Он ежегодно забирает самую красивую девушку, а жители ее безропотно отдают. Странствующий рыцарь Ланцелот решает вступить в поединок с драконом, но ему почти никто не помогает. Люди привыкли быть рабами дракона, разучились принимать решения, бороться. Они даже перестали различать добро и зло: дракон кажется им приемлемым правителем. 

Рыцарь побеждает дракона, но бургомистр провозглашает победителем самого себя. И жители города вновь не спорят. Не спорят они и тогда, когда возвращается рыцарь и бургомистр отказывается от своих притязаний. Им словно бы все равно, кто будет ими править: злой дракон, лживый бургомистр или благородный рыцарь.

Ссылка на пьесу станет аргументом к мыслям

  • зло может стать привычным;
  • злу необходимо противиться, даже если оно очень сильно;
  • каждый может и должен принимать решения и сопротивляться злу;
  • добро рождается из сострадания (эпизод про «жалобную книгу».

Зло бывает многолико (у дракона неслучайно три головы), но самое страшное зло - привычное зло, которое уже перестаешь замечать. Теряя способность различать добро и зло, человек теряет себя, свою личность.

"Чудесный доктор" А. Куприн

Рассказ Куприна написан на основе реальных событий.

Обедневшая семья переживает тяжелейшие дни: больна младшая дочь, перед Рождеством все оказываются без копейки денег. Помощи им ждать неоткуда. Глава семьи, уже подумывающий о самоубийстве, встречает в парке незнакомого старичка и неожиданно рассказывает ему о своих бедах. Старичок оказывается врачом (а именно доктором Пироговым, как выясняется позже). Он оказывает помощь больной, дает рецепт, адрес детского врача и оставляет под блюдечком деньги. Тем самым он спасает всю семью.

Рассказ станет аргументом к тезисам

  • "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать" (Лев Толстой)
  • добро – это не рассуждение, а действие;
  • помочь ближнему в силах каждый;
  • творить добро может только неравнодушный человек.

Доктор Пирогов известен не только как великий врач, но и как человек поразительной доброты. Его пример убеждает нас в том, что добро должно быть деятельным.

В. Тендряков "Хлеб для собаки"

Действие в рассказе происходит в голодные годы после революции. Главный герой, мальчик Володя, сын комиссара. Семья отнюдь не бедствует. Но Володя не может спокойно жить, ведь в городе у вокзала он видит "врагов народа" - умирающих от голода раскулаченных. Сначала он пытается их подкармливать, но понимает, что всех накормить не получится, а к его дому приходит все больше "лишенцев". Тогда он начинает носить хлеб собаке, которой никто ничего не дает. Таким образом он спасает свой рассудок и "подкармливает" свою совесть, которая не позволяет ему есть, когда рядом кто-то умирает от голода.

В рассказе описан спор раскулаченного с секретарем партии. Мальчик пытается понять, прав ли секретарь. Можно ли вот так обращаться с врагами. Но не может решить этот вопрос: его сердце разрывается от жалости. 

Автор заставляет нас задуматься

  • о границах добра и понять: оно не имеет границ;
  • о том, что человек не должен делать зла никому: ни другим людям, ни животным;
  • надо всех жалеть и ко всем относиться по-доброму;
  • одна жестокость не может служить оправданием другой жестокости.

Советуем прочитать:

  • М. Булгаков "Мастер и Маргарита".
  • Дж.Р. Р. Толкин "Властелин колец".
  • Дж. Роулинг "Гарри Поттер" (цикл романов).
  • Дж. Оруэлл "1984".
  • В. Пелевин "Вести из Непала".
  • В. Тендряков "Хлеб для собаки".
  • Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".
  • М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".
  • А. С. Пушкин "Капитанская дочка", "Сцена из Фауста".
  • А. Приставкин "Ночевала тучка золотая..."
  • Г. Служитель "Дни Савелия".
  • Е. Шварц "Дракон".
  • К. Исигуро «Не отпускай меня».
  • Г.К. Честертон «Перстень прелюбодеев».
  • В. Шаламов "Шоковая терапия".
  • А.П. Чехов «В аптеке».
  • В. Астафьев «Прокляты и убиты».

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?