Подготовка к итоговому сочинению 2019-2020: материалы для сочинения по направлению «Добро и зло»
Опасно может быть опираться на роман "Мастер и Маргарита": часто приходится видеть работы, в которых высказывается мнение, что Воланд в романе творит добро. Это упрощение, которое грубо искажает авторский замысел. Такие аргументы могут быть не засчитаны.
Все же стоит обдумать это направление и что-то по нему почитать. Легко может попасться и простая, интересная тема, а про добро и зло говорится, по сути, в любом произведении.
Темы могут рассматривать
- добро и зло как философские понятия;
- добро как доброту, милосердие;
- зло как жестокость или ненависть;
- зло как равнодушие;
- какое-то чувство, действие или явление с точки зрения его отношения к добру или злу.
Рассмотрим, какие аргументы мы можем найти в некоторых произведениях.
Е. Шварц"Дракон"
Пьеса Евгения Шварца рисует фантастическую картину. Городом правит безжалостный дракон. Он ежегодно забирает самую красивую девушку, а жители ее безропотно отдают. Странствующий рыцарь Ланцелот решает вступить в поединок с драконом, но ему почти никто не помогает. Люди привыкли быть рабами дракона, разучились принимать решения, бороться. Они даже перестали различать добро и зло: дракон кажется им приемлемым правителем.
Рыцарь побеждает дракона, но бургомистр провозглашает победителем самого себя. И жители города вновь не спорят. Не спорят они и тогда, когда возвращается рыцарь и бургомистр отказывается от своих притязаний. Им словно бы все равно, кто будет ими править: злой дракон, лживый бургомистр или благородный рыцарь.
Ссылка на пьесу станет аргументом к мыслям
- зло может стать привычным;
- злу необходимо противиться, даже если оно очень сильно;
- каждый может и должен принимать решения и сопротивляться злу;
- добро рождается из сострадания (эпизод про «жалобную книгу».
Зло бывает многолико (у дракона неслучайно три головы), но самое страшное зло - привычное зло, которое уже перестаешь замечать. Теряя способность различать добро и зло, человек теряет себя, свою личность.
"Чудесный доктор" А. Куприн
Рассказ Куприна написан на основе реальных событий.
Обедневшая семья переживает тяжелейшие дни: больна младшая дочь, перед Рождеством все оказываются без копейки денег. Помощи им ждать неоткуда. Глава семьи, уже подумывающий о самоубийстве, встречает в парке незнакомого старичка и неожиданно рассказывает ему о своих бедах. Старичок оказывается врачом (а именно доктором Пироговым, как выясняется позже). Он оказывает помощь больной, дает рецепт, адрес детского врача и оставляет под блюдечком деньги. Тем самым он спасает всю семью.
Рассказ станет аргументом к тезисам
- "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать" (Лев Толстой)
- добро – это не рассуждение, а действие;
- помочь ближнему в силах каждый;
- творить добро может только неравнодушный человек.
Доктор Пирогов известен не только как великий врач, но и как человек поразительной доброты. Его пример убеждает нас в том, что добро должно быть деятельным.
В. Тендряков "Хлеб для собаки"
Действие в рассказе происходит в голодные годы после революции. Главный герой, мальчик Володя, сын комиссара. Семья отнюдь не бедствует. Но Володя не может спокойно жить, ведь в городе у вокзала он видит "врагов народа" - умирающих от голода раскулаченных. Сначала он пытается их подкармливать, но понимает, что всех накормить не получится, а к его дому приходит все больше "лишенцев". Тогда он начинает носить хлеб собаке, которой никто ничего не дает. Таким образом он спасает свой рассудок и "подкармливает" свою совесть, которая не позволяет ему есть, когда рядом кто-то умирает от голода.
В рассказе описан спор раскулаченного с секретарем партии. Мальчик пытается понять, прав ли секретарь. Можно ли вот так обращаться с врагами. Но не может решить этот вопрос: его сердце разрывается от жалости.
Автор заставляет нас задуматься
- о границах добра и понять: оно не имеет границ;
- о том, что человек не должен делать зла никому: ни другим людям, ни животным;
- надо всех жалеть и ко всем относиться по-доброму;
- одна жестокость не может служить оправданием другой жестокости.
Советуем прочитать:
- М. Булгаков "Мастер и Маргарита".
- Дж.Р. Р. Толкин "Властелин колец".
- Дж. Роулинг "Гарри Поттер" (цикл романов).
- Дж. Оруэлл "1984".
- В. Пелевин "Вести из Непала".
- В. Тендряков "Хлеб для собаки".
- Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".
- М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".
- А. С. Пушкин "Капитанская дочка", "Сцена из Фауста".
- А. Приставкин "Ночевала тучка золотая..."
- Г. Служитель "Дни Савелия".
- Е. Шварц "Дракон".
- К. Исигуро «Не отпускай меня».
- Г.К. Честертон «Перстень прелюбодеев».
- В. Шаламов "Шоковая терапия".
- А.П. Чехов «В аптеке».
- В. Астафьев «Прокляты и убиты».
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.