Как организовать квест в школе? Игра по станциям для школьников: особенности организации
Какие бывают квесты?
Квест — это командная игра, в ходе которой каждая группа выполняет какие-то задания, получая за это элементы ответа на какой-нибудь общий вопрос (ключи). Опираясь на эти ключи, команда должна дать ответ или найти что-то. Те, кто сделает это быстрее других, побеждают.
Примером квеста может стать популярная некогда телеигра "Форт Боярд": там для получения ключей команды выполняли задания спортивного характера, требующие ловкости, силы или бесстрашия. Призом за каждое выполненное задание был самый настоящий ключ, которых надо было собрать определенное количество. Затем игроки выполняли еще задания, чтобы получить подсказки и угадать слово, дающее право на получение приза.
То есть задания могут быть как на знания, так и на смекалку, ловкость, умение преодолеть себя, свои страхи. Их может быть разное количество. Но принцип должен соблюдаться: выполнение заданий — сбор ключей — разгадывание загадки — приз.
Варианты условий игры
Таким образом, обязательным условием является поиск ключей (в переносном или в прямом смысле) и решение общей задачи игры. Все остальное можно менять.
- Задания могут быть по одному предмету (на одну тему) или по разным.
- Это могут быть вопросы или практические задания (а еще лучше их чередовать).
- Игроки могут знать заранее, из какой области знаний будет вопрос, а могут и не знать.
- Игроки должны пройти определенное количество испытаний (независимо от результата) или могут закончить испытания, получив определенное количество ключей.
- Ключи даются только за успешное решение задачи или в любом случае (если задание не выполнено, дается ключ и штрафное очко, количество штрафов учитывается при определении победителя).
Разумеется, формат игры позволяет сделать увлекательнее любую задачу. Но все же, думается, лучше подобрать максимально занимательные задачи, которые более пристали не уроку, а внеклассному мероприятию.
Задания для получения ключей
Это разнообразные увлекательные задания по предметам. Но, конечно, чтобы игра была игрой, их надо приблизить к теме квеста.
Если квест организуют преподаватели одного и того же предмета, надо разнообразить задания.
Например, так (вариант для игры, организованной учителями русского языка; тема «Поиск пропавшей экспедиции»):
- прочитать "поврежденное водой" письмо из моря;
- сочинить стихотворение;
- исправить ошибки в прошении в адмиралтейство о снаряжении корабля на поиски потерпевших бедствие;
- составить список инвентаря (работа по лексике или по орфографии: взять только те карточки, на которых слово написано без ошибок);
- разгадать загадки вождя туземцев и т.п.
Но чаще квест организует компания единомышленников разных специальностей, так что и задания получаются из разных областей знаний.
Задания могут быть заготовлены в количестве, соответствующем количеству команд, а может быть одно, которое предлагается всем командам.
Если заданий много, их можно разложить, как билеты на экзамене (или предложить вытянуть листочек с вопросом из шляпы (лотерейного барабана, банки с пауками и т.д.)). А может специалист, находящийся в этом пункте, задавать вопросы командам по своему усмотрению.
Содержание заданий может также быть разным: и «научным», и «на логику», и творческим, и на общую физическую подготовку, и на наблюдательность. Если играют ребята из двух параллелей, причем не в смешанных командах, можно заготовить и разноуровневые задания. То же, естественно, относится к школам с инклюзией, в которых одна из команд может представлять коррекционный класс.
Интересной может получиться игра со смешанными командами, то есть такими, в которые входят ученики разных классов, разных параллелей, ученики обычных и коррекционных классов.
Общее задание
В процессе игры команды собирают ключи, чтобы решить главную задачу. Что это может быть?
- Чаще всего это загаданное слово; за каждое выполненное задание команды получают буквы, а затем должны составить это слово из полученных букв.
- Команды могут получать монетки, за которые потом купить ключ и открыть сундучок с призом.
- За выполнение заданий можно выдавать элементы разрезанной наподобие пазла карты (фотокарточки, картинки...).
- Можно выдавать разновесы (необходимо в результате набрать определенный вес).
- Это могут быть предметы-ассоциации, призванные помочь разгадать кодовое слово.
- Можно бороться за детали, из которых в конце что-то собрать, ингредиенты для блюда, инструменты и материалы для поделки...
Основной принцип — один из двух. Или необходимо собрать полный комплект ключей (допустим, 5; в этом случае рациональнее давать ключ в любом случае, независимо от того, правильно ли справилась с заданием команда, просто при необходимости начислять штрафы), или можно обойтись неполным комплектом (например, слово можно попытаться угадать по тем буквам, которые удалось собрать).
Общая организация квеста в школе
Видно, что организация квеста— дело непростое. И это, действительно, так. Что же еще потребуется?
- Несколько кабинетов (в идеале — целый этаж или больше): в них будут забегать команды, чтобы выполнять задания.
- Предметы, которые будут ключами.
- Общая концепция и элементы оформления в соответствии с ней.
Например, если это поиски пиратского клада, необходимо оформить кабинеты сетями, парусами, штурвалами, а вопросы должны задавать не Марь-Иванна и Пал-Михалыч, а пираткаМара и Одноногий Поль (и элементы костюма не помешают).
Если проводится космическое путешествие, то и атрибутика должна быть соответствующая: ракеты, звезды, кометы… Путешествие на дно океана потребует русалок, спрутов, рыб и водорослей. И так далее.
- Кабинеты надо назвать в стиле игры, название прикрепить на дверь.
- Каждой команде надо сделать маршрутный лист. И решить, могут ли команды нарушать маршрут (например, первая команда уже прибежала (быстро справилась с предыдущим заданием), а той, которая должна идти в следующий кабинет перед ними, еще нет; можно ли нарушить очередь?)
- Заранее или в начале игры командам надо предложить придумать название в стиле игры (в младших классах за это тоже можно дать ключ).
- Победители должны получить призы в стиле игры. Например, пиратам можно подарить конфеты в виде рыбки или пистолета, но неуместны будут фломастеры или пачка печенья. Если нет возможности приобрести подходящие призы, можно проявить творческую смекалку и оформить обычный презент в стиле игры, упаковав его, например, в специально украшенную оберточную бумагу.
Разработка и проведение квеста — трудоемкая работа, требующая и временных, и финансовых затрат, а также креативности и самоотверженности от своих организаторов. Но обычно такие игры проходят на «ура», так что потрудиться стоит. Восторг и горящие глаза детей — это лучшая награда педагога.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.