Елена Сафонова, 12.10.2020 0

ФИПИ Направления итогового сочинения 2020-2021: список литературы для чтения


В 2020-2021 году выпускники снова будут писать итоговое сочинение, как сообщили на сайте Рособрнадзора. ФИПИ представили 5 направлений сочинений, и в этой статье мы даем свои рекомендации по направлениям, а также по каким произведениям можно писать сочинения


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Как проходит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — "зачет" или "незачет". В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?

Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более;

Сколько времени дается на написание итогового сочинения?

На его написание дается 3 часа 55 минут.

Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.

Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.

На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения. 

Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.

Тема №1."Забвению не подлежит"

Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.

Можно взять:

  • «Реквием» Ахматовой;
  • легенду о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день...»;
  • «Прощание с Матерой» В. Распутина;
  • «Дом и остров» Е. Водолазкина и т.д.

Тема памяти о войне поднимается во всех "школьных" произведениях Б. Васильева ("А зори здесь тихие...", "В списках не значился", "Завтра была война"); можно порекомендовать ребятам также "Облачный полк" Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой".

Тема №2. "Я и другие"

В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:

  • взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
  • противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
  • "самостоянье человека", выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, "В списках не значился").

Можно порекомендовать книги:

  • В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»;
  • Э. Веркина «Герда», «Кусатель ворон»;
  • В. Крапивина «Гуси, гуси, га-га-га»;
  • С. Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки».

Упорно приходит на ум и стихотворение А. С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам…».

Тема №3."Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"

Это тоже интересное направление, но тема может попасться какая угодно. В пояснениях Рособрнадзора сказано, что там и интересы, и пристрастия, и взаимоотношения... Очевидно одно: необходимо прочитать и обсудить с ребятами что-то из современной литературы (желательно без мата и чернухи). Мы порекомендовали бы "Сестру четырех" Е. Водолазкина. Произведение новейшее, прямо-таки "с пылу, с жару", поднимает много современных проблем, небольшое по объему, написанное великолепным языком. Минус только один — пьеса сложновата для самостоятельного изучения школьниками. Лучше бы найти время рассмотреть его вместе на уроке.

Тема №4."Время перемен"

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина "Капитанская дочка" или поэму "Медный всадник". Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого. 

Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:

  • "Отцы и дети" И. С. Тургенева;
  • "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям "Я и другие", "Разговор с собой"). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы

  • А. А. Блока "Двенадцать";
  • В. В. Маяковского "Хорошо" и "Во весь голос";
  • стихотворение С. А. Есенина "Сорокоуст".

Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.

Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина "Прощание с Матерой" и, еще в большей степени, "Дочь Ивана, мать Ивана". Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.

От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.

Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина ("Сестра четырех"), Е. Чудиновой ("Мечеть Парижской Богоматери") и др.

Тема №5.«Разговор с собой»

Направление "Разговор с собой" кажется очень широким. Строго говоря, любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. То есть как бы любое произведение годится, но работать с таким соотношением (личность писателя — его произведение) старшекласснику не всегда легко. Разве что "Преступление и наказание" хорошо поддается анализу, ведь Достоевский тоже поменял свои воззрения во время "наказания": инсценировка казни заставила его задуматься о ценности человеческой жизни, а потом было достаточно времени пообщаться с реальными, а не книжными людьми и по-настоящему понять Россию.

Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин, например, особо не рефлексирует, и Базаров. И даже Мастер, хотя от него можно было бы ожидать. 

А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего "журнала", и в результате "Герой нашего времени" — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:

  • строит планы;
  • выражает эмоции;
  • делится наблюдениями;
  • дает оценку окружающим;
  • подробно разбирает свои поступки;
  • даже анализирует собственную личность.

То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.

Стоит обратить внимание на стихотворение С. А. Есенина "Черный человек". Оно, конечно, очень жесткое, но и старшеклассники — люди уже взрослые. К тому же, "черный человек" — это общепринятое наименование для темного альтер-эго человека. Можно было бы сослаться еще на "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского, но это произведение не изучается в школе и притом очень объемное.

Из произведений современной литературы можно порекомендовать

  • "Сестру четырех" Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
  • "Крошек Цахес" Е. Чижовой.

В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.

Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — "ночные няни".

В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, "Забвению не подлежит".

Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.

Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.

В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (2, 4)
  • А. С. Пушкин «Медный всадник» (2, 4)
  • Л. Н. Толстой «После бала» (4, 5)
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (2, 4, 5)
  • Ф. М. Достоевский «Кроткая» (2, 5)
  • С. А. Есенин «Черный человек» (5)
  • С. А. Есенин «Сорокоуст» (4)
  • С. А. Есенин «Письмо женщине» (2, 4, 5)
  • А. А. Блок «Двенадцать» (1, 2, 4)
  • В. В. Маяковский «Во весь голос» (1, 4, 5)
  • А. А. Ахматова «Реквием» (1, 4)
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки» (1, 2, 5)
  • В. Астафьев «Царь-рыба» (5)
  • В. Астафьев «Затеси» (1, 5)
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой» (1, 2, 4)
  • В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (2, 4, 5)
  • Б. Васильев «В списках не значился» (1, 2)
  • Б. Васильев «Завтра была война» (1, 2)
  • Е. Водолазкин «Дом и остров» (1, 2)
  • Е. Водолазкин «Сестра четырёх» (2, 3, 5)
  • Е. Чижова «Крошки Цахес» (2, 5)
  • Я. Вагнер «Вонгозеро» (2, 3, 5)
  • Э. Веркин «Облачный полк» (1, 2)
  • Э. Веркин «Герда» (2, 3, 5)
  • Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня» (2, 3)

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?