Еще раз о направлениях
Напомним, сочинения по каким направлениям ждут выпускников.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и Наказание — вечная тема
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Напомним, что готовиться только по одному направлению — непозволительная роскошь. Надо выбрать хотя бы два, а лучше — три. А из произведений предпочесть те, которые пришлись по вкусу и могут быть «приложены» к большому количеству тем.
Начнем именно с таких.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Этот роман из года в год становится любимым выбором старшеклассников. Его многие читали и приняли близко к сердцу, автор затрагивает множество тем и проблем. Львиная доля которых – вечные. В данном случае роман можно использовать для аргументации по первому направлению (жизненный путь; ошибка на жизненном пути, ломающая судьбу; спутники героя и др.)
Естественно, это произведение не может не понадобиться при работе по третьей теме: как бы она ни была сформулирована, отсылки к роману, пожалуй, неизбежны. Здесь может понадобиться не просто знание романа, а его реально хорошее знание. Так что стоит все же перечитать само произведение, а не свои записи или краткое содержание.
Можно обратиться к роману и при работе над четвертым направлением. Понятно, что никто из школьников не убивал старушек, но любой мог
- заблуждаться и осознать ошибку под воздействием любви или мук совести (как Раскольников);
- обмануться в человеке (как Дуня в Лужине);
- быть деятельным и неунывающим, готовым помочь другу (как Разумихин);
- уметь распутывать головоломки и отлично понимать людей (как Порфирий Петрович).
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
В параллель с романом Достоевского так и просится повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемично по отношению к «Преступлению и наказанию». Автор спустя век снова ставит вопрос, допустимо ли убийство «по совести», — и ответ уже не столь очевиден в новых реалиях.
К повести можно обратиться при работе над теми же направлениями.
- Поиск пути. Удобнее всего связать с поисками своего места в жизни сыном Тамары Ивановны. Но можно рассмотреть вообще любого героя повести. Ошибки в выборе пути – это, конечно, образ Светы. Спутники — опять Иван, который ищет единомышленников.
- Третья тема. Преступление и возможность избежать наказания. Убийство того, кто «недостоин жить». В повести все искажено и перепутано. Кто преступник? Насильник или убившая его мать жертвы? А может, следователь, готовый за деньги закрыть дело?
- Ну, и конечно, к четвертой теме подходит. Ведь каждый из старшеклассников ищет свой путь и делает свой выбор, как Светка и Иван. Здесь же красота, вечные и преходящие ценности и т.п.
- А еще повесть В. Распутина подходит ко второму направлению. «Цивилизация», хлынувшая в нашу страну после Перестройки, принесла с собой много красивой одежды, новые «ценности» и свободу от стыда и совести.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Еще один лидер по использованию для аргументов на сочинении. Но на этот раз роман не так универсально востребован. Мы можем взять из него аргументы по первому и третьему направлениям.
- Выбор пути — это одна из проблем романа. Можно обратиться к одному или нескольким образам: Понтий Пилат, Иешуа, Мастер, Иван Бездомный и т.д. Есть даже собственно дорога – сквозь время и пространство —скачка демонов в конце произведения.
- Преступление и наказание – тоже в центре размышлений автора. Это и наказание Понтия Пилата, и все наказанные им: от безвинного Иешуа до Иуды и первосвященника. Это все наказанные резвящимися демонами из свиты Воланда и им самим: Берлиоз, Майгель, Фрида (да, у нас на глазах Маргарита прощает ее, но до этого-то Фрида была наказана), да просто несчастные, согласившиеся петь в хоре Коровьева или обменявшие свои старые платья на новые в варьете.
Брать произведение по четвертому направлению не стоит рекомендовать ученикам: роман очень сложный и многоплановый, редкий школьник сможет работать с ним в рамках свободной темы достаточно корректно. Как бы не нахватать фактических ошибок.
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
Повесть, конечно, напрашивается к направлению про технологии. Ведь профессор Преображенский — самый настоящий ученый-новатор, создатель нового … существа. Которому уже и сам не рад. Стоит ли брать на себя функции Бога? Точно ли ко благу будет преображение созданного природой (или Творцом)?
Путь и выбор тут тоже налицо, так что к первому направлению можно подобрать какие-то аргументы. Кстати, интересно было бы порассуждать о Шарикове, ведь его человеческий путь проходит у нас на глазах. А вот был ли у него выбор?
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Проблемы цивилизации, выбора пути и преступления перед природой и памятью. Три направления совершенно очевидные.
Цивилизация (электростанция, город) выступает антиподом деревеньке на Матёре с ее старухами, Лиственем и Хозяином. Что важнее? Горячая вода или дом, построенный прадедом? Электричество или могила матери? И как выбирать?
Перед выбором стоит внук Дарьи Андрей. Пойдет работать на электростанцию или не пойдет? Да нет, его выбор уже сделан…
Путь. Павел ночью в тумане не может найти Матёру. Остров, который он знает, как свою ладонь. Который он любит. Который он предал.
Преступление. Остров, родной клочок земли для десятков людей, будет затоплен. Нет, людям дадут новое жилье. Но погибнут могилы, на которых столько поколений плакали, огороды, которые пОтомсвоим поливали, дома, которые с любовью строили и обихаживали. Погибнут растения и животные, непобежденный Великий Листвень и Хозяин острова.
А еще преступники те мужики, которые пришли сносить могилы. «А че такого? Нам приказали. Все равно же все затопит!» И какое им за это наказание? А они уже заранее наказаны неизлечимой душевной слепотой и глухотой.
А еще это произведение можно взять за основу для рассуждений по теме четвертого направления (почему бы и нет?Сейчас проблемы экологии и исторической памяти многих затрагивают). И про хорошую жизнь и ответственность гражданина (пятое направление) тоже можно написать, опираясь на этот текст.
Если этого мало
В заключение еще небольшой список литературы к сочинениям из не очень длинных произведений.
- Э. Веркин «Кусатель ворон», С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый край», Я. Вагнер «Вонгозеро».
- О.Хаксли «О дивный новый мир!», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Р. Шекли «Страж-птица».
- А. П. Чехов «Студент», «Спать хочется», Г. К. Честертон «Перстень прелюбодеев», А. Кристи «Десять негритят».
- Э. Веркин «Герда», Д. Рубина «Все тот же сон!», Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
- А. Платонов «Песчаная учительница», А. Куприн «Чудесный доктор», Е. Водолазкин «Дом и остров».
Желаем приятных встреч с прекрасными книгами!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.