Взаимные диктанты — один из методов работы в парах сменного состава. Как проводить взаимные диктанты?
Примеры диктантов:
1. Папа купил часы. 2. Часы висели на стене. 3. Весна пришла рано.
Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Все такие тексты нужно оформить в виде карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам.
Работа идет в следующем порядке:
- Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
- Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
- Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
- Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.
- Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.
- Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
- Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова».
Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят себе новых партнеров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает затем под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнером, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнером, и т. д. При каждой новой встрече — новый текст диктанта.
Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бывает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в парах сменного состава, выполняя все то, что требуется от каждого «рядового» ученика. Работая с отдельными учениками, учитель предупреждает: «Все делайте, как я. От других тоже этого требуйте».
Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Такого же вида работу можно проводить со словарными словами.
Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным текстом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому.
Примеры деформированных текстов:
1. На опушке леса ст . ит дом л . сника. 2. В . сной д . твора сажает цв . ты. 3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок.
Тексты должны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В 3 классе — не более 20-30 слов, в 4 — не более 35 слов. От класса к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы теоретического характера.
Об авторе: Мальшакова Наталья Прокопьевна, учитель начальных классов, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24" г. Петропавловск-Камчатский.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.