Описание приема, алгоритм работы
Технологию "Брошенного камня" предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари. Этот прием позволяет "набрать лексические единицы" для сочинения, статьи, рассказа.
Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации.
Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием очень похож на прием свободных ассоциаций, так как предполагает свободный "поток сознания".
Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с темой урока и оставить только те, которые понадобятся при составлении рассказа, написании сочинения.
Как использовать прием "Брошенный камень" на уроках
Например, на уроке русского языка предстоит написать сочинение на тему "Весна". Ученикам дается слово: "весна". Они должны вспомнить все, что они помнят о весне. Примерные варианты: тепло, аромат, цветы, желтые мимозы, мама, праздник, капель. Записываются все слова — без комментариев и размышлений. Только потом начинается отбор — о чем именно будет написано в сочинении.
Другой вариант: можно расположить слово по вертикали и на каждую букву слова придумывать новые слова: В — веселье, восторг, верба; Е — еда, еж, ель; С — солнце, свет, сирень, собака и т.д. И пусть на первый взгляд, вроде ничего не связывает собаку и весну. Зато кого-то может озарить идея: написать про случай с собакой, который случился весной.
Прием "Брошенный камень" чаще используют на уроках в начальной школе. Хотя его можно и нужно применять и в старших классах, чтобы не приучать детей мыслить и не выражаться в письменной речи штампами.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.