Гайша Камалетдинова, 14.12.2016 0

Взаимообмен заданиями: уча других, учимся сами. Как организовать взаимоообмен заданиями на уроке (актуально по новым ФГОС)


Прием «Взаимообмен заданиями» удобнее всего применять в случае, когда необходимо научить детей решать стандартные задачи, выполняемые по определенному алгоритму. При этом учителю необходимо структурировать учебный материал в блок заданий, состоящий из 5-9 карточек.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Алгоритм работы

Каждая карточка состоит из двух частей. Первая часть — обучающая, в ней дается задача и подробное описание ее решения. Вторая часть содержит задачи (упражнения) для проработки этого способа решения.

Класс разбивается на группы в зависимости от количества карточек в блоке. Каждый ученик в группе получает карточку, отличную от других. Он должен проработать материал по своей карточке, а потом научить остальных выполнять подобные задания.

Если материал достаточно простой, первую часть дети могут изучить самостоятельно. Если сложный, то потребуется ввод. Он заключается в том, что учитель разбирает первую часть карточек с каждым учеником, а затем проверяет правильность выполнения заданий из второй части. Только после этого ребята приступают к взаимообмену заданиями.

Учащиеся группы разбиваются на пары. Один ученик в паре объясняет второму первую часть своей карточки, записывая решение в его тетрадь. Затем второй ученик объясняет ему содержание первой части своего задания, также делая записи в тетради напарника. После этого они меняются карточками и решают задачи из второй части в своих тетрадях, затем сверяют решения. Если решения совпадают, то благодарят друг друга и ищут других напарников. Если же есть расхождения в решениях, то разбирают, где ошибка, при необходимости повторяя объяснение.

Каждый ученик должен поработать со всеми членами своей группы, объясняя им материал своей карточки и изучив материал из их карточек.

Плюсы и минусы приема «Взаимообмен заданиями»

Прием «Взаимообмен заданиями» имеет сразу несколько положительных моментов.

  • Ученик несколько раз перерешает свою задачу в ходе объяснения другим ученикам, поэтому крепкое усвоение материала обеспечено.
  • Правильно подбирая карточки для каждого ученика, добиваемся индивидуализации обучения.
  • Ученик попробует себя попеременно в роли учителя и в роли ученика.
  • Ученики работают в парах, объясняя свой материал, развиваются коммуникативные способности детей, их устная речь.
  • Объяснение сверстников часто воспринимается с повышенным интересом, особенно в подростковом возрасте.

Есть и минусы применения этого метода.

  • Ввод занимает довольно много времени.
  • Некоторые ученики после выполнения своего задания не могут или не хотят найти напарника, особенно если не продуман учет работы каждого ученика.
  • Идеальной тишины на таком уроке не будет.

Советы учителю

Для экономии времени урока учитель может выполнить ввод заранее. Иногда ввод помогают сделать другие учителя или специально подготовленные старшеклассники.

Чтобы можно было сразу найти напарника, карточки с разными заданиями можно сделать разного цвета. Освободившийся ученик поднимает свою карточку. Остальные сразу понимают, выполняли они такие задания или нет.

Учет работы каждого ученика можно вести в табличной форме, отмечая точками карточки, которые они объясняли, а плюсами — карточки, которые они проработали.

Когда использовать прием «Взаиомообмен заданиями»

Лучше всего этот прием использовать на уроках математики, для которых он и был создан М.А. Мкртчяном еще в 80-е гг. прошлого века. Но часто его применяют учителя русского языка или иностранных языков, физики, химии и других предметов.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?