Ирина Колесникова, 20.02.2017 0

Прием «Концептуальная таблица» как один из приемов развития критического мышления


Существуют множество способов представления материала: диаграммы, графики, графы и другие. Прием «Концептуальная таблица» — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний.

Шаблон концептуальной таблицы

Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Подготовка к проведению урока

Для применения приема «Концептуальная таблица» учитель определяется с актуальной темой, в которой можно сравнить несколько объектов. Перед уроком на доске рисуется таблица-шаблон или готовится раздаточный материал. В дальнейшем ученики могут сами выбирать объекты для сравнения. Ученики фиксируют свои суждения, дополняют, исправляют и сравнивают информацию. Чтобы лучше вникнуть в суть вопроса и правильно заполнить таблицу, используйте наглядный материал. Концептуальную таблицу рассматривают как стратегию ведения урока в целом или на стадии рефлексии.

Результаты применения приема

В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:

  • обобщать пройденный материал;
  • сравнивать и анализировать;
  • умение выделять главное и проводить аналогии;
  • создавать целостное представления об изучаемых объектах.

Примеры

На уроках математики можно предложить заполнить концептуальную таблицу в парах или небольших группах. После выполнения задания, ученики обсуждают и сравнивают результат.

Концептуальная таблица как способ графической организации материала способствует нахождению отношений между частями информации, определению значимости материала. Прием помогает ученикам найти отличительные признаки объектов, обобщить и найти взаимосвязи в материале изученной темы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?