Прием «Концептуальная таблица» как один из приемов развития критического мышления
В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний.
Шаблон концептуальной таблицы
Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.
Подготовка к проведению урока
Для применения приема «Концептуальная таблица» учитель определяется с актуальной темой, в которой можно сравнить несколько объектов. Перед уроком на доске рисуется таблица-шаблон или готовится раздаточный материал. В дальнейшем ученики могут сами выбирать объекты для сравнения. Ученики фиксируют свои суждения, дополняют, исправляют и сравнивают информацию. Чтобы лучше вникнуть в суть вопроса и правильно заполнить таблицу, используйте наглядный материал. Концептуальную таблицу рассматривают как стратегию ведения урока в целом или на стадии рефлексии.
Результаты применения приема
В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:
- обобщать пройденный материал;
- сравнивать и анализировать;
- умение выделять главное и проводить аналогии;
- создавать целостное представления об изучаемых объектах.
Примеры
На уроках математики можно предложить заполнить концептуальную таблицу в парах или небольших группах. После выполнения задания, ученики обсуждают и сравнивают результат.
Концептуальная таблица как способ графической организации материала способствует нахождению отношений между частями информации, определению значимости материала. Прием помогает ученикам найти отличительные признаки объектов, обобщить и найти взаимосвязи в материале изученной темы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.