В результате дискуссии учащиеся меняют свое мнение на противоположное или альтернативное. Свою точку зрения участники обсуждения аргументируют, приводя аргументы. В ходе тренинга ученики используют также свой жизненный опыт.
Основные рекомендации по проведению приема
Предварительный этап
- Подготовьте дискуссионный вопрос, который определяется содержанием учебного материала и целями обучения.
- Используйте прием «Альтернативный выбор»: предложите участникам выбрать такие ответы «За», «Скорее за», «Против», «Скорее против».
- На доске напишите варианты ответов.
На этапе проведения
- Ученикам предложите проблемный вопрос. Дайте время подумать, и определится со своей позицией.
- Попросите отдельных или всех участников обсуждения уточнить позицию по данному вопросу.
- Ученики должны привести научно обоснованные аргументы на защиту своей позиции, используя ПОПС-формулу: «Позиция» → «Обоснование» → «Пример» → «Следствие». Обозначить свою точку зрения можно со слов «Я считаю, что…».
- В процессе дискуссии участники могут менять позицию, если доводы других учащихся их убедили.
- После обсуждения спросите «Почему поменяли свое мнение?», «Почему придерживаетесь этой позиции?».
- Используйте прием активного слушания «Парафраз». Для этого попросить участников диалога повторить те доводы и аргументы, которые приводят их оппоненты. (Например, «Вы говорите, что…?», «Я так вас понял?»).
- Применяйте прием «Доведения до абсурда». Учитель или участник соглашается с точкой зрения, а потом делает из него абсурдные выводы.
Заключительный этап
- Оцените работу учеников. Если участников было несколько, то оставшиеся учащиеся оценивают тех, кто занимал позицию.
- Попросите назвать те факты и доказательства, которые были наиболее убедительными в дискуссии, вызывают эмоции, заставляют задуматься.
- Подсчитайте и проанализируйте количество сторонников разных позиций. Сравните это соотношение с общепринятой точкой зрения.
- Рассмотрите условия для изменения конкретной позиции.
- Задайте вопросы «А что произойдет, если их позиция утвердится на законодательном уровне?», «Как мнения людей влияют на общество в целом и на человека в частности?»
Какие умения развиваются у учащихся?
- диалогическое взаимодействие с людьми, у которых другая точка зрения;
- умение логически выстраивать доказательства идей и взглядов;
- согласовывать свою позицию с мнениями участников обсуждения;
- изменение установок в области изучаемого предмета.
Примеры
В качестве примера приведем вопрос на уроке литературы в начальной школе: «Правильно ли сделал Володя, герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики», что поехал с Чечевицыным в Америку?».
На уроке по окружающему миру предложите детям аргументировать свое мнение по предложенной дилемме: «Жестоко ли держать животных в зоопарке?».
На уроках истории при изучении эпохи Петра I можно предложить ученикам такой вопрос: «Преодолел ли Петр I отсталость страны?». Можно рассмотреть следующий дискуссионный вопрос: «Можно ли считать время Л. И. Брежнева — временем «застоя»?»
Вывод
Метод «Измени позицию» создает условия для выражения своих мыслей, отношения к выбранной теме, обеспечивает активный диалог учеников в поиске истины. Уроки с применением метода «Измени позицию» способствуют лучшему осмыслению материала и влияют на становление активной позиции учащихся.
Об авторе: Колесникова Ирина Валериевна, учитель математики и информатики, Донецкая общеобразовательная школа № 62, заместитель директора по воспитательной работе (в прошлом).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.