Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?
Денотатный граф — герменевтический прием
Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.
Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:
- развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
- разложить материал «по полочкам», осознать его;
- усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.
Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.
Пример 1
Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.
Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.
К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.
Пример 2
На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.
Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.