Елена Сафонова, 02.10.2017 0

Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?


Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Денотатный граф — герменевтический прием

Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:

  • развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
  • разложить материал «по полочкам», осознать его;
  • усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.

Пример 1

Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.

Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.

К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.

Пример 2

На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.

Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?