Гайша Камалетдинова, 14.12.2016 34

Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС


В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.


Обсудить статью (уже 32 коммент.) Опубликовать свой материал

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

  • организационный момент;
  • повторение и проверка домашнего задания;
  • изучение нового материала;
  • закрепление изученного на уроке;
  • объяснение домашнего задания;
  • оценивание учеников.

Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

Структура урока по ФГОС

 

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

 

Структура уроков разного типа

Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

  • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
  • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
  • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
  • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
  • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
  • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

 

Структура урока рефлексии по ФГОС

Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
31 Комментарии • 14:38, 20.10.2019
Верните советскую школу, верните интернаты для "одаренных" детей, в которых была своя методика. "Сбросили" всех детей в одну школу, какая к черту методика, если в классе все дети ооооооочень разные и никакие подходы тут не помогут, а за эту туфту спс, пригодится во время аттестации.
avatar
32 conf@niiparadigmaru • 09:18, 23.10.2019
Вы к кому обращаетесь с просьбой вернуть советскую школу?
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
30 Ludmila_1 • 10:43, 10.01.2019
Создатели методики ФГОС, покажите, пожалуйста, офигительные результаты от применения вашего изобретения!!! На кроликах хоть проверили или получили авторские и издательские и теперь загружаете в массы? Не упростило это ни работу учителя, ни учеников! Попробуйте эти новшества на простых детях в простой школе и покажите пусть после полугода работы! Ерунда очередная!
avatar
29 новоторка • 14:57, 06.01.2019
Ужас и огромный стресс, когда надо давать открытый урок по "ФГОС"!
avatar
28 новоторка • 14:55, 06.01.2019
Когда надо давать открытый урок "по ФГОС", волосы встают дыбом от ужаса и стресса
avatar
27 Sebor • 23:18, 04.01.2019
Непонятно как это "ученик сам определяет тему урока". А она соответствует Программе? А если не соответствует, что делать учителю? Ломать ученика или себя?
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
25 Stolbovskaia • 08:49, 31.12.2018
Нереально всё это в течение 45 минут. Конечно, можно открытый урок сделать, когда репетировать месяц-другой))))) А так это программа кружка "Хочу всё знать", когда дети сидят по 5-6 часов и играют в познавательные игры. И надо помнить, что в обычной школе и дети обычные, которые больше, чем учиться, хотят в телефончике копаться в соцсетях или играть, а у многих и способности на грани ЗРП.

Гораздо лучше и продуманней была система "Школа-2100", там всё сделали для того, чтобы учитель провёл такой урок, учебники задачам соответствовали, методички замечательные на КАЖДЫЙ урок, иногда несколько вариантов плана предлагалось, и курсы проводили замечательные! До сих пор пользуюсь, где только возможно.

А теперь учебники намного хуже, невнятные, методички типа выше представленного, то есть сиди и маракуй полночи, чтобы завтра ничего не получилось!
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
24 Олег Чаленко • 13:44, 27.12.2018
Для такого вида занятия нужна, как минимум, другая дидактич система, которой нынешний учитель не располагает, она просто невозможна в нынешней школе.
И - пусть-ка инициаторы представят грамотно разработанную технологич систему такого подробную разработку /я обычно прошу, чтобы они своё занятие провели именно по предлагаемой ими методике/ , они тут же сникают. / Полагаю, что где-то дома они пытаются что-то подобное разработать, до половины кое как еще дотягивают, но вот на третьей четвери они понимают, какая это глупость, что это просто невозможно в рамках здравого смысла и оставляют свою затею. _ То есть, типичный синдром "чикагских мальчиков" на что в свое время указывал Эд.Днепров.
... если где-то запустят и продержат хотя бы с год, то в конце убедятся в том, что уч-ся ничему не научились по сравнению с обычным обучением.
Но постараются как-то замаскировать этот провал, недаром, по Минобразу нет никаких аналитич материалов, например, по тому же ЕГЭ, который буквально уничтожил национальную систему образования, а поди-ж ты!
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
23 Олег Чаленко • 13:41, 27.12.2018
занятия по конкретной теме, например, Законы Кирхгофа с четкой увязкой по времени. Самое удивительное в том / я много с таким работал/ что когда просишь их представить конкретную Для такого вида занятия нужна, как минимум, другая дидактич система, которой нынешний учитель не располагает, она просто невозможна в нынешней школе.
И - пусть-ка инициаторы представят грамотно разработанную технологич систему такого подробную разработку /я обычно прошу, чтобы они своё занятие провели именно по предлагаемой ими методике/ , они тут же сникают. / Полагаю, что где-то дома они пытаются что-то подобное разработать, до половины кое как еще дотягивают, но вот на третьей четвери они понимают, какая это глупость, что это просто невозможно в рамках здравого смысла и оставляют свою затею. _ То есть, типичный синдром "чикагских мальчиков" на что в свое время указывал Эд.Днепров.
... если её где-то запустят и продержат хотя бы с год, то в конце убедятся в том, что уч-ся вообще ничему не научились по сравнению с обычным обучением.
Но постараются как-то замаскировать этот провал, недаром, по Минобразу нет никаких аналитич материалов, например, по тому же ЕГЭ, который буквально уничтожил национальную систему образования, а поди-ж ты! У них как бы всё в норме.
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
22 vchuleva • 03:18, 27.12.2018
А ещё вот что скажу. Я учусь на преподавателя немецкого языка (который не просто студент, а с дипломом магистратуры). Читаю вот про этот ФГОС, у нас по нему зачёт. Волосы на голове шевелятся, иногда берет гомерический хохот.
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
21 vchuleva • 03:16, 27.12.2018
Я не школьный учитель, а "тот самый" репетитор, который приходит, когда учитель или не справляется со своей задачей, или не желает уделить ребенку время (или физически не может). Занимаюсь и с младшей школой, и с подростками, у меня сын заканчивает младшую школу. Обе категории детей не умеют искать и находить нужный материал для доклада (как не вспомнить нашу учительницу с ее "дети должны сами"...). В младшей школе? Сами? Мне кажется, хорошо, если по найденному родителями в сети материалу ребенок сумел составить какие-то свои выводы, пересказ, определить связь того, что только что прошли с новой темой (высший пилотаж) и примеры привести (с родителем и самостоятельно). Старшие, если их замотивировать и показать где и для чего искать, найдут, расскажут и перескажут...но тоже с трудом. И, кстати, ещё - умение выделить главное может хромать... Итог: "толкать" и мотивировать нужно всех, но младшим детям нужно больше помощи родителей и учителя, чем старшим.
avatar
20 Комментарии • 21:59, 26.12.2018
Ерунда совреминизированная. Не учитывается возраст учащихся. Чтобы что-то суметь сделать самостоятельно нужны годы обучения по классической методике. Колесо давно изобретено, товарищи инноваторы!!!
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
19 Комментарии • 19:34, 23.12.2018
Ах вот оно, как надо уроки проводить.На бумаге то все прекрасно,а на деле все обстоит далеко не так радужно.Печалька какая то.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Завуч0275 • 19:01, 23.12.2018
Учиться, учиться и ещё раз учиться, работа учителем - это постоянный рост и развитие.
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
17 Ирина Маркова • 17:27, 23.12.2018
Где можно посмотреть видео образцового урока по ФГОС?
avatar
16 Комментарии • 16:23, 23.12.2018
К сожалению не все преподаватели перестроились на ФГОС.Программа требует одно,а учителя идут по своей структуре.Проверочные работы не проверяются по месяцу,....
avatar
15 Комментарии • 14:43, 23.12.2018
О ФГОС не буду. О поклонниках этого "Чуда". Почему именно они допускают так много ошибок?
avatar
14 pisckorsckayairina • 11:31, 23.12.2018
Спасибо огромное !!! Всё теперь понятно ,а вот как относится к этому "чуду",каждый учитель сам решит .
avatar
13 Комментарии • 10:09, 23.12.2018
Надо сначала дать необходимый минимум, а потом ставить проблемные задачи, и мотивировать к их решению.
avatar
12 volody73 • 09:55, 23.12.2018
Спасибо. А те, кто пишут про "чушь" и т.п. просто не поняли ФГОС и не видли нормального урока.
avatar
11 Комментарии • 09:45, 23.12.2018
Уважаемые учителя! А кто-нибудь из вас успевает реально реализовывать все эти этапы на уроке?
avatar
10 Комментарии • 09:34, 23.12.2018
не согласна:ничего нового здесь нет ,кроме терминологии .это методика Бабанского и Онищука ,составленная на основе методик Сухомлинского, Ильина , Амонашвили ,в основе которой лежит проблемное изложение .поисковый и исследовательский методы с учетом личностно ориентированного подхода и дифференциации заданий.
avatar
9 Лозинские • 09:33, 23.12.2018
Точно: дурдом! Взяли разработки структуры Ю.К. Бабанского, добавили зауми типа "ученик сам определяет тему урока" - вот чудеса - знает все лучше учителя). Вот отсюда и идет на 40 минут трепотня о том. что надо бы изучить, а обучение перенесено на дом и на репетиторов. Идет системное отучение работать и воспринимать учебный труд как деятельность. Не анонимный ответ: Филипповская Татьяна Владимировна
avatar
8 Комментарии • 09:00, 23.12.2018
Полнейший бред эти Фгос,все красиво на бумаге,но забыли про овраги
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Екатерина_Пашкова • 23:35, 31.10.2018
Какое отношение это имеет к ФГОС?
avatar
Поддерживаю комментарйи4Не согласен с высказыванием
6 Анонимно • 16:31, 18.12.2016
"Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог."
В детском садике сейчас тоже самое. Занятий развивающих нет. Дети воспитываются самостоятельно во всем. А воспитатель только наблюдает. Поэтому-то и развели везде репетиторство, начиная с детского сада для подготовки в школу, а в школе- для сдачи ЕГЭ. Кому-то это выгодно,только нашему образованию это вредит.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 irene6127 • 04:32, 18.12.2016
Спасибо за материал. Всё, как-будто, известно, но всё систематизировано чётко и удобно.
avatar
Поддерживаю комментарйи4Не согласен с высказыванием
3 nnrod • 00:44, 18.12.2016
прежде чем пропагандировать не плохо бы выяснить, почему 50 % школьников стойкое нежелание учиться, а у 49 % стойкое отвращение к школе, а именно методикам преподнесения знаний, не потому ли, что выработано столько глупости, которая отвращает учеников от современной учебы
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
5 ArchAL • 10:45, 18.12.2016
Откуда у Вас такая статистика? Прям 50% и 49%? Похоже на то, что "Есть три вида лжи. Ложь, наглая ложь и статистика".
Обычно такой процент учащихся не больше 20 в классе, во многих это 1-2 ученика. Да и то всегда можно сделать выборку такой, что будет 100% ненависти, либо наоборот 100% любви к школе.

А вот во ФГОС всё очень хорошо и понятно расписано. А данная статья очень хорошо всё это систематизирует. Как раз это и направлено на ту проблему, что ВЫ обозначили в своём комментарии.
avatar
Поддерживаю комментарйи6Не согласен с высказыванием
2 Wlad0082 • 22:18, 15.12.2016
Чем больше мудрим - тем хуже становиться. В Советской школе этого дурдома не было,а успехи были.
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
1 lili156 • 14:25, 15.12.2016
Так это потому у детей напрочь уходит желание учиться, что каждого хотят видеть Эйнштейном и Ньютоном? А как же быть с остальными детьми? Представляю, как проходит урок где ребенка только и знают что "мотивируют" и закидывают массой вопросов для того, чтобы он самостоятельно сделал открытие закона всемирного тяготения. Бедные дети! Неужели эти нововведения не отменят, чтобы школьники наконец стали нормально учиться?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
26 Stolbovskaia • 08:52, 31.12.2018
Не в бровь, а в глаз! Точно подметили!