Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы. Как провести урок развивающего контроля?
Главные особенности уроков развивающего контроля
- Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
- В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
- Ученики пишут контрольную работу.
- Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
- Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
- По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
- Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
- Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
- Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
Структура урока развивающего контроля
Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.
I урок
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.
У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.
На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.
Приемы для этапа мотивации:
- Конкурс шпаргалок.
- Ромашка Блума.
- Корзина идей.
- Бортовой журнал.
- Толстые и тонкие вопросы.
- Кольца Венна.
- Кластер.
- Сорбонки.
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.
2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)
На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.
После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.
В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.
Приемы для этапа актуализации:
- Таблица "ЗХУ".
- Прием "Верно-неверно".
- Кластеры.
- Ассоциативные ряды.
- Бег ассоциаций.
II урок
Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.
3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)
Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
- Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
- Что я сделал сначала, что потом?
- В чем возникло затруднение?
- На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
- Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
Приемы для этапа локализации:
- Инсерт.
- Таблица "ЗХУ".
- Ромашка Блума.
- Бортовой журнал.
- Морфологический ящик.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)
На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).
После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.
Работать удобнее по следующему плану:
- Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.
- Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
- Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.
Приемы для этапа построения проекта:
- Составление алгоритма.
- Прием "Да-нет".
- Толстые и тонкие вопросы.
- ИДЕАЛ.
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)
Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.
Приемы для этапа реализации проекта:
- Мудрые совы.
- Обратная мозговая атака.
- Интеллектуальный ринг.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
Прием для этапа обобщения:
- Мудрые совы.
- Коллекционер.
- Шесть шляп.
- Толстые и тонкие вопросы.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)
Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.
Приемы для этапа самостоятельной работы:
- Прием "Да-нет".
- Верные и неверные суждения.
- Лови ошибку.
- Реставратор.
- Мини-тестирование.
- Цепочка (в разных вариантах).
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)
Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.
Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.
Приемы для этапа повторения:
- Бег ассоциаций.
- Кластер.
- Составление алгоритма.
- Лови ошибку.
- Толстые и тонкие вопросы.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)
Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).
Приемы для этапа рефлексии:
- Синквейн.
- Хоку или хайку.
- Цветные поля.
- Дерево познания.
- Лестница успеха.
- Анкетирование.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
- Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.
- Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.
- Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).
- Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.
- К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.
- Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.
- После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.
- Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.
- Продумать форму проведения этапа рефлексии.
- Составить задания для этапа повторения.
- Составить технологическую карту урока (конспект).
- Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.
Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.
При написании статьи, возможно, использовался этот источник.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.