Проблемное обучение как способ развития универсальных учебных действий младших школьников
Триллер Т.В.
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ гимназии №93
В современном мире постоянно растёт поток информации, и его невозможно охватить школьной программой. Поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками информации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого необходимо вооружить ученика универсальными учебными действиями.
Универсальные учебные действия условно можно разделить на следующие группы:
1. Личностные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
• Самоопределение;
• Смыслообразование;
• Нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности:
• Целеполагание;
• Планирование;
• Прогнозирование;
• Контроль;
• Коррекция;
• Оценка;
• Саморегуляция.
3. Познавательные действия:
• Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Рефлексия, контроль и оценка;
Смысловое чтение
• Знаково-символические действия:
Моделирование;
Преобразование модели.
• Логические действия:
Анализ и синтез;
Сравнение;
Обобщение и классификация;
Определение понятий (вид и род);
Доказательство и опровержение;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
• Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия:
• Планирование сотрудничества;
• Инициативное сотрудничествол;
• Разрешение конфликтов;
• Управление поведением партнёра;
• Полное и точное выражение своих мыслей.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).
Структура проблемного урока
Процесс творческой деятельности включает 4 основных этапа:
- Постановка проблемы.
- Поиск решения.
- Выражение решения.
- Реализация продукта.
Соответственно структура проблемного урока выглядит следующим образом:
Цель урока: знание.
Этап урока: введение.
Творческие звенья деятельности учащихся:
постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока;
поиск решения - открытие субъективно нового знания.
Этап урока:воспроизведение.
Творческие звенья деятельности учащихся:
выражение решения - выражение нового знания в доступной форме;
реализация продукта - представление продукта учителю и классу.
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
• Проблемная ситуация с удивлением;
• Проблемная ситуация с затруднением.
Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.
Приёмы создания проблемной ситуации:
- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
- Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Тип противоречия:Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Тип проблемной ситуации:
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Приёмы создания проблемной ситуации:
- Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
- Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
- Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
При создании проблемной ситуации необходимо учитывать специфику преподаваемого предмета. Так, на уроках русского языка целесообразно использовать противоречия между двумя (или более) положениями и противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание и приёмы создания проблемной ситуации, соответствующие данным типам противоречий.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» детям можно предложить определить, какие окончания нужно написать в глаголах: слыш.шь, вид.шь, держ.т, смотр.т, ненавид.т. Ребята, действуя по изученному алгоритму, определяют спряжение по начальной форме глагола. Затем им предлагается сравнить выполненное ими задание с записью в учебнике. Дети обнаруживают, что задание выполнили неверно. Возникает противоречие между изученным правилом и данным фактом.
При подготовке к уроку изучения нового материала необходимо определить тип знания, которое вводится на этом уроке:
Факт – единичная, не содержащая обобщения информация.
К данному типу можно отнести следующие темы уроков: «Русский алфавит», «Несклоняемые имена существительные», «Глаголы-исключения».
Правило – алгоритм действия, указание к тому, как поступать.
К данному типу относится изучение различных орфограмм («Безударные гласные в корне слова», «Правописание парных согласных», «Правописание непроизносимых согласных», «Правописание предлогов и приставок» и т. д.) и пунктуационных правил («Знаки препинания в конце предложения», «Запятая в предложении с однородными членами», «Запятая в сложном предложении»).
Понятие – выделение существенных признаков предмета.
К этому типу относятся уроки знакомства с частями речи, частями слова, темы: «Признаки предложения», «Признаки текста», «Склонение имён существительных», «Спряжение глаголов» и т.д.
Закономерность – отражение связей между понятиями.
Закономерности изучаются на уроках по темам: «Связь слов в предложении», «Связь имён существительных и прилагательных», «Главные и второстепенные члены предложения», «Образование имён прилагательных» и т. д.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог.
При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.
Методы постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей.
С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. Данный метод предпочтителен для сильных учащихся.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика.
При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
• Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)
Например, урок по теме «Алфавит» можно начать с загадки:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)
В начале урока «Орфограмма. Орфографическое правило» можно предложить детям решить кроссворд со словарными словами, ключевым словом которого является тема урока.
• Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.
Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Пути решения учебной проблемы
1.Побуждающий к гипотезам диалог.
Общее побуждение к любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы?
Общее побуждение к аргументу/контраргументу:
- Согласны ли вы с этой гипотезой?
Почему?
Общее побуждение к плану проверки:
- Как можно проверить эту гипотезу?
Подсказка к решающей гипотезе.
Подсказка к аргументу/контраргументу.
Подсказка к плану проверки.
Сообщение решающей гипотезы.
Сообщение аргумента/контраргумента.
Сообщение плана проверки.
На уроке возможно последовательное и одновременное выдвижение гипотез.
При последовательном выдвижении проверяется каждая выдвинутая гипотеза, и лишь затем выдвигается следующая. Процесс продолжается до выдвижения и проверки решающей гипотезы.
При одновременном выдвижении возможна фронтальная или групповая проверка каждой гипотезы отдельно или одна общая проверка всех гипотез.
2.Подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.
3.Подводящий без проблемы диалог.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» после осознания детьми противоречия между изученным правилом и частным случаем, учитель рассказывает о том, что в русском языке есть несколько глаголов, не подчиняющихся правилу определения спряжения. Это глаголы-исключения.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог.
Например, первый урок по теме «Сложное предложение».
Детям предлагается прочитать предложения:
Порыв ветра налетел на дерево. Последние листья сорвались с веток.
Порыв ветра налетел на дерево, и последние листья сорвались с веток.
Затем даётся задание:
• Выделите грамматические основы.
• Что скажете о третьем предложении?
• Подумайте, как образовалось данное предложение?
• Как может называться такое предложение?
• Проверьте своё предположение по учебнику.
При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.
Например, урок по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме».
После того, как дети сформулировали проблемный вопрос (Как обозначить мягкость согласного звука на письме?), им предлагается рассмотреть слова: Петя, соль, тип, пальто, лёд, крюк, рысь, зорька.
Задание к словам:
Спишите. Обозначьте мягкие согласные звуки зелёной точкой. Подчеркните следующую букву. Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова. Сделайте вывод.
Это подводящий диалог.
На уроке по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» целесообразно применить побуждающий диалог.
После выдвижения детьми проблемного вопроса (Когда в словах нужно писать разделительный твёрдый знак?) учитель задаёт вопрос:
- Может быть, у кого-то есть гипотеза?
Как правило, сильные учащиеся предлагают один или несколько вариантов. Если гипотеза предложена, учитель задаёт следующий вопрос:
- Как можно проверить это предположение?
Дети предлагают понаблюдать над словами. Учитель предлагает им набор слов с разделительным ъ и разделительным ь.
Если дети затрудняются в выдвижении гипотез и не предлагают никаких вариантов, целесообразно перейти к подводящему диалогу.
На этапе воспроизведения знаний эффективны дифференцированные задания.
Например, на уроке по теме «Роль предлогов в предложении» предлагается выполнить задания двух уровней трудности.
Первый уровень.
Выбери нужные предлоги. Запиши предложения, раскрыв скобки. Подчеркни пробел между предлогом и словом.
Дедушка приехал к нам в гости (из, с) (город).
Сегодня Илья рано вернулся (из, со) (школа).
Об извержении вулканов я узнал (из, с) (фильм).
Пальто достали (из, со) (шкаф).
Второй уровень.
Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу предлоги и спиши. Озаглавь текст.
… нашего дома…лесу ведёт узкая тропинка. Сначала она бежит … лугу, пробирается … крапиву, взбирается … горку. Потом спускается … горки и исчезает … лесу.
На уроке по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» детям предлагается дифференцированное задание трёх уровней трудности.
Первый уровень.
Выпиши слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».
Я люблю мультфильм про трёх поросят.
Нам целый день играть не лень!
Коньки скользят по гладкому льду.
Игорь получил сегодня пять пятёрок!
Второй уровень.
Выпиши в одну группу слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами е, ё, ю, я, и, в другую группу – буквой ь. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных.
Кончается осень. Осыпались красные и рыжие листики с клёнов. Скоро начнётся долгая зима. Весь город побелеет.
Третий уровень.
Спиши. Вставь, где это необходимо, букву ь. Обозначь орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».
Пис.мо, пис.ал, пис.менный.
Осен., осенн.ий.
Ран., ранн.ий.
Тетрад., тетрад.ка, тетрад.ный.
Мен.ше, мен.ший, мен.шинство.
Бол.шой, бол.ше.
Пол.за, пол.езный.
Выполнение продуктивных заданий на этапе воспроизведения знаний позволяет учащимся более глубоко понять новый материал, проявить творчество и фантазию.
Продуктивные задания на воспроизведение знаний:
- Формулирование
- Темы (проводится сразу после введения знаний, если проблема прозвучала в виде вопроса);
- Вопросов (осуществляется в конце урока или в начале следующего).
- Создание опорного сигнала:
- Символа;
- Схемы;
- Таблицы;
- Опорных слов.
- Проводится в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний.
- Создание художественного образа:
- Загадки;
- Сказки;
- Стихотворения.
Предлагается детям в качестве творческого домашнего задания, выполняемого по желанию учащихся.
Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать индивидуальность, адаптируемость ребёнка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества:
- Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
- Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- Нацелена на формирование универсальных учебных действий;
- Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.