Кузнецова Ирина Александровна, 19.02.2013 1

Единство учебной и внеучебной деятельности в развитии личности младшего школьника (по материалам ФГОС)


Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Особенно важен...

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция.

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Особенно важен в воспитательном отношении первый этап – начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного употребления.
 
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Так как урочная деятельность является обязательной для всех, она является первичной по отношению ко внеурочной. Тем не менее, необходимо отметить, что при любом количестве часов, выделенных для освоения программы, обычно учащиеся делятся на 2 категории – либо талантливые, с которыми необходимо углублять полученные знания, либо отстающие, с которыми необходимо отрабатывать неосвоенный материал. Таким образом, урочная деятельность порождает необходимость во внеурочной; если же оставить все как есть, то успевающие учащиеся потеряют интерес и тягу к новым знаниям, а отстающие осознают свою «безнадежность».

В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивать ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы (учителя начальных классов, воспитатели) задумались о том, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) деятельностное пространство.

Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки. Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, секции, олимпиады и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным. Перед началом учебного года, мы с завучем Шишкановой С.Г. провели анкетирование родителей будущих первоклассников, где и определились 5 направлений образовательно-воспитательной деятельности. Изучив возможности школы (материальную базу, кадровый потенциал), администрация определила, какие направления внеурочной деятельности могут быть реализованы силами учителей школы, а какие направления помогут реализовать педагоги дополнительного образования. В определении содержания программ школа руководствовалась педагогической целесообразностью и ориентировалась на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Содержание программ внеурочной деятельности отражают динамику становления и развития интересов обучающихся. В школе организовались следующие виды внеурочной деятельности:

Художественно-эстетическое направление представлено кружками:
 
  •   «Домисолька» посещают 6 учеников;
  •   «Танцевальный» посещают 7 учеников;
  •   «Мастеровок» посещают 7 учеников;
  •   «Теремок» посещают учеников

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком
  •   «Быстрее, выше, сильнее» посещают 8 учеников
Научно-познавательное направление представлено кружком
  • «В мире волшебного слова» посещают 12 учащихся
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком:
  • «Юный исследователь» посещают 3 ученика
Особо хочется отметить способных детей. Они участвуют в концертах, которые проходят за пределами школы. Кружок «Юный исследователь» веду я сама. Этим видом деятельности я занимаюсь не один год. Данный вид деятельности способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на мой взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития школьника. С этого учебного года я работаю по программе «Школа 2100». Стоит отметить, что УМК состоит из многочисленных творческих и поисковых заданий, которые направлены на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствуют приобретению социального опыта.

Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство, можно на практике реализовать единство процессов обучения, воспитания и развития. (Показ исследовательского творческого вида деятельности «Моя первая книжка», «Альбом моей семьи»). Эти работы выполнялась вместе с родителями, но предварительная работа проходила на уроке окружающего мира. Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям ФГОС начального общего образования в портфолио достижений.

Портфолио достижений отражает уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. (Показ портфолио детей). И я надеюсь, что по окончании ребятами начальной школы, в результате реализации программы развития школы, образовательной программы, которая включает в себя множество разделов, в том числе и программу формирования универсальных учебных действий, мы получим учеников, соответствующих «портрету» выпускника начальной школы, который прописан в Федеральных государственных стандартах начального общего образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 ЛандаИрИНА • 17:55, 19.10.2013
Уважаемая Ирина Александровна, спасибо за интересную и содержательную статью. Я недавно работаю по программе"Школа 2100". Изложенный Вами материал полностью совпадает и с моей позицией.
[Материал]