Прием "Пять Почему" и одно "Зачем". Используем методику Toyota на уроке
Суть методики
На самом деле ход работы с методикой живо напоминает беседу с «почемучкой» пяти-семи лет. Многим привычны такие диалоги:
— Почему пора домой?
— Уже вечер.
— Почему вечер?
— Солнышко садится.
— Почему солнышко садится? И т.д.
Суть методики Сакити Тоёда именно в таком подходе к проблеме. Работа проходит в несколько этапов.
- Констатация проблемы.
- Первое «Почему» — Почему возникла проблема? — Первый ответ.
- Второе «Почему» — Почему получилось то, что названо в первом ответе? — Второй ответ.
- Третье «Почему» — Почему получилось то, что названо во втором ответе? — Третий ответ.
И так далее, до пятого. Считается, что пятый ответ и есть первопричина.
Рассмотрим такой пример.
- Проблема: заметно снизился спрос на йогурты.
- Почему снизился спрос? — Йогурт стал менее привлекательным для покупателя.
- Почему? — Ухудшились органолептические показатели.
- Почему? — Часть молока была заменена сухим.
- Почему? — Это позволило снизить себестоимость продукта
- Почему? — Технологи получают премию за снижение себестоимости продукта, а не за его привлекательность для покупателя.
Таким образом найдена первопричина проблемы.
Важное условие: все причины не должны лежать вне сферы контроля, то есть они должны быть устранимы. Скажем, в нашем случае причина может быть в том, что наступило лето и покупатели приобретают больше свежих ягод и фруктов, а молочные продукты как скоропортящиеся интересуют их меньше. Но лето отменить нельзя.
В сфере бизнеса методика вызывает критику со стороны специалистов. Они указывают на то, что причин может быть много, разные люди видят разные ответы на «Почему» и получают, следовательно, разные результаты и т.д.
Но это не мешает использовать прием «Пять Почему» в школе.
Применение методики «Пять Почему» на уроках
Технология, описанная Сакити Тоёда, может быть с успехом использована на уроках и в индивидуальной работе с детьми и родителями. Только не надо воспринимать как наиболее важный элемент методики число «пять»: это, повторимся, число вопросов, разработанное эмпирическим путем для бизнеса, а не для школы. Однако оно является ориентиром: может получиться четыре или шесть вопросов; но два или десять — это уже другая методика.
Приведем пример использования технологии на уроке литературы.
- После трагической дуэли с Ленским Онегин уезжает путешествовать.
- Почему Онегин уехал после дуэли с Ленским? — Он хотел наказать себя («Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал…»).
- Почему? — Он считал свой поступок достойным наказания.
- Почему? — Онегин совершил убийство друга, причем безосновательно.
- Почему? — Он побоялся осуждения соседей, которых сам же презирал.
- Почему? — На самом деле Онегин остается зависимым от общества, хотя и пытается себя ему противопоставить.
Однако, для проблемы бывает не одна, а несколько причин. Например, на вопрос «Почему Татьяна отвергла чувства Онегина?» можно дать несколько вполне адекватных ответов:
- она не верила в искренность чувств Онегина;
- она видела, что Онегин влюблен не в нее, а в ее маску «законодательницы зал»;
- она считала недопустимым для себя обманывать мужа.
Возможны и другие причины, и многие из них, безусловно, реальны. К каждой из них можно снова поставить вопрос «Почему?» и ответить на него и т.д.
В таких случаях используется методика «рыбья кость» («скелет рыбы», «фишбоун», диаграмма Исикавы). Эта диаграмма позволяет проработать несколько причин. Подробнее о приеме Фишбоун.
Напомним, что «голова рыбы» — это проблема. От скелета вверх (направленно вправо, по «направлению проблемы») отходят факторы, подтверждающие (усугубляющие) проблему, ее причины. Вниз (и против «направления проблемы) отходят явления (в оригинале для бизнеса), ослабляющие проблему, или (обычно на уроке) — следствия или положительные факторы.
В нашем примере с Татьяной на косточках вверх можно указать три причины ее отказа Онегину, а затем уже работать с ними, задавая свои «Почему?».
Внизу можно подписывать черты характера Татьяны, которые проявились таким образом в ее поступке.
Когда и как использовать прием «Пять Почему»?
Лучший вариант использования методики «Пять Почему» — это урок обобщения и систематизации материала. Технология поможет качественно осмыслить изученное, «разложить по полочкам», применить для решения конкретной проблемы, осознать причинно-следственные связи. Форма работы может быть как коллективная («мозговой штурм»), так и групповая или индивидуальная.
Однако методику можно интересно применить и на уроке познания нового на фазе постановки проблемы: в ходе применения «Пяти Почему» школьники должны прийти к выводу, что они не могут решить проблему, так как не обладают необходимой для этого информацией). Можно использовать «Пять Почему» и на других этапах урока, и на разных типах уроков (например, для контроля).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.