Материал из опыта работы "Пути и средства формирования интереса к музыке через различные виды практической деятельности"
Автор: Дюкова Елена Александровна (id: 100904)
Должность: учитель музыки
Место работы: г. Кемерово МАОУ «СОШ № 14»
Тема работы: Пути и средства формирования интереса к музыке через различные виды практической деятельности.
Дополнительные сведения: Материал из опыта работы предназначен для учителей музыки в Средних общеобразовательных школах, ведущих занятия в 1-4 классах. Статья направлена на формирование интереса к предмету, как важной проблемы для каждого учителя, проблемы “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока музыки. Исходя из этого восприятие музыки рассматривается, как активный процесс. Высказывая свое отношение к музыке, к ее исполнению, учащиеся как бы по крупицам "собирают" коллективный образ музыкального произведения. Практическая деятельность показала, что для успешности данной формы работы необходимо создание «атмосферы ожидания чуда», чего-то необычного.
Содержание
1.Введение .…………………………………………………………………………………...3
2.Основная часть ………………………………………………………………….................5
3.Заключение………..…………………….…………………………………………………..9
4.Список используемой литературы ……………………………….………………………10
5. Приложения №1, №2…………………………………………………………………...…………..11
Введение
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь
учить,
если в это время не учатся
сами»
Али Апшерон
Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать.
Музыка – это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах, научиться определять свое место в этом мире.
Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, переживаний. Методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности младших школьников, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать её содержание.
В
связи с этим и возникает проблема
“внешнего” и “внутреннего” в искусстве
ведения урока музыки. Одно дело, если
урок - лишь привнесение неких новых
слуховых добавлений к музыкальным
впечатлениям школьников. Другое дело,
если это - особенная, неповторимая
встреча с искусством. Проблема “внешнего”
и
“внутреннего” на уроках музыки
есть по сути реальное взаимоотношение
Музыки как вида искусства и Искусства
проведения урока музыки.
Современный
опыт ведения урока в школе убедительно
показывает, что учитель должен быть
истинным творцом только тогда, когда
ежеминутно связывает неразрывной нитью
сыгранное, пропетое или высказанное им
со своим внутренним миром, со своим
отношением к звучащему, со своим жизненным
опытом.
Учителю нужно завлечь обучающихся,
сформировать интерес к предмету музыка.
Как это сделать в наше время, когда в
обществе очень остро стоит проблема
духовности? Вообще
педагогический процесс связан с
постоянным творческим поиском, поскольку
учителю приходится действовать в
изменяющихся условиях разнообразных
педагогических ситуаций. При этом
творческий процесс приобретает
двусторонний характер: с одной стороны,
творчества учителя, с другой – на основе
применяемых им стимулирующих методов
возникает творческая деятельность
учащихся. Творческое состояние класса
необходимо поддерживать и сделать
творческий поиск совместным коллективным
стремлением учителя и учащихся.
Естественно, что их творческая деятельность
не может проявиться сразу же в полном
объеме, но учитель постепенно, шаг за
шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая
потребность в самостоятельности суждений
и оценок, воспринимаемых явлений,
пробуждает инициативу и творческую
фантазию.
Основная часть
Формирование интереса к предмету– важная проблема для каждого учителя.
Главная задача учителя - пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны.
Исходя из этого восприятие музыки должно быть активным процессом. Для этого задаются «коварные вопросы», задача которых удерживать внимание обучающихся до конца произведения. Одним из важнейших и в то же время сложных вопросов организации слушательской деятельности учащихся на музыкальных занятиях является постановка вопросов. От того, какие вопросы и как ставит учитель, во многом зависит эффективность процесса слушания музыки, ее восприятия, вступление в диалог с ней и с учителем. Детям всегда надо дать спокойно подумать, а учителю точно и умело "выращивать" коллективное размышление, "букет" мнений. Высказывая свое отношение к музыке, к ее исполнению, учащиеся как бы по крупицам "собирают" коллективный образ музыкального произведения. Практическая деятельность показала, что для успешности данной формы работы необходимо создание «атмосферы ожидания чуда», чего-то необычного. С этой целью на уроках декламируются стихи о музыки, рассказывались интересные факты из биографии композитора. При этом очень важна доверительная атмосфера , владение учителем различными интонациями, игра тембров в голосе, соответствующие содержанию жесты.
Целью
любой беседы о музыке является
эмоциональное погружение в услышанное,
переживание и сопереживание содержанию
воспринимаемого фрагмента музыкального
произведения. Учитель должен быть
магнитом для обучающихся, порой создавая
иллюзию « театра одного актера»,
постепенно , используя эмоциональный
посыл, втягивая через общение в эту
атмосферу ученика.
Дети
должны получать эстетическое удовольствие
от слушания музыки. Восприятие музыкальных
произведений необходимо сочетать с
художественно-педагогическим анализом,
целью которого является осознание
взаимосвязи содержания сочинения и
отдельных средств музыкальной
выразительности. В него логично вплетается
напевание главных тем произведений,
пластическое интонирование, игра «я
–композитор» и т.д. Такой анализ должен
помочь сделать каждое воспринимаемое
произведение средством эстетического
воздействия на учащихся.
Например, можно предложить полюбоваться картиной природы, созданной композитором, и разобраться является ли музыка продолжением мыслей художника? ( см. Приложение 1.)
В процессе формирования интереса к музыке помогают уроки-импровизации.(см. Приложение 2.)
Очень нравится детям игра «Новогодний маскарад», когда учитель, исполняя знакомые произведения на фортепиано, меняет то темп, то штрих, то регистр. Например: «Ежик» Д. Б. Кабалевского исполняется в низком регистре non legato, как «Медведь» Г.Галынина, в свою очередь «Медведь» Г.Галынина исполняется отрывистыми звуками и в среднем регистре, как «Ежик» Д. Б. Кабалевского и т.д.
Второклассникам при знакомстве с колокольными звонами безусловно запомнится «игра на колоколах» в произведении М.П.Мусоргского «Великий колокольный звон», когда им предлагается воспроизвести движения звонаря в ритмах благовеста и трезвона, при этом сначала левой рукой мы раскачиваем большой колокол (благовест), а потом добавляем правую руку , заставляя звонить малые (трезвон) .После чего ребята проникаются уважением к таланту звонаря, когда понимают трудности связанные с его профессией. Эту тему я позже развиваю на занятиях во внеурочной деятельности «Введение в народоведение»,когда мы говорим о колокольной Руси.
Яркое впечатление оставит и участие детей в опере – сказке «Волк и семеро козлят» , когда не только тема каждого героя пропевается, но и сам выход показывается с движениями соответствующими его характеру. Например: Топтушка едет на венике, Бодайка одновременно бодается, к роли Малыша добавляются командные жесты. Впоследствии весь класс участвует в военной игре под «Воинственный марш» из этой же оперы, где за командиром – учителем (сравнение очень помогает дисциплинировать обучающихся) повторяют повороты в разные стороны, отдают честь и шагают (при этом нужно четко реагировать под музыку). Каждый ребёнок пробует себя в роли актера , проникаясь особенностями музыкального спектакля.
У учащихся третьего класса при встрече с кантатой «Александр Невский» возникает большой эмоциональный подъем, если помочь им проникнуться атмосферой в которой жили и сражались наши предки, стать участниками их переживаний , так сказать стать оказаться лицом к врагу! Хор «Вставайте, люди русские!» может стать для них символом героического времени, и а их собственное воодушевленное участие в его исполнении, вместе со смешанным хором под звуки набата обязательно отпечатается в памяти.
Бывают случаи ,когда после звучания «Мертвого поля» из этой же кантаты в классе возникают минуты молчания. Вот тогда чувствуешь неподдельный интерес детей к музыке.
Часто учащиеся не хотят расставаться с «Песней-спором» из кинофильма «Маша и Витя против диких гитар» Г.Гладкова, которую не просто исполняют по ролям (девочки поют за Машу, а мальчики за Витю) ,но при этом с выразительной интонацией, проникаясь верой в сказку Маши и научной точкой зрения Вити. Забавно наблюдать, как вживаясь в роль своего героя, мальчики с жаром доказывают свою правоту девочкам, а девочки смотрят на мальчиков слегка свысока.
Грамотное использование компьютера помогает решать дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.
Основные средства информационных технологий, которые использую в своей деятельности, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки.
Создавая презентации для своих уроков, важно использовать различные методики: сравнения и анализа, метод проектов. Дети сами готовят тематические презентации, фильмы на заданные темы по музыке, что привносит в деятельность учеников конкурентность, желание показать свои возможности, знания и умения в этой области; сделать проект ярче, интереснее. Эта работа расширяет кругозор ребят - многое неизвестное в области музыки, биографий композиторов, их творчества становится явным, понятным; способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся увидеть результаты своего труда.
На сегодняшний день современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете. Чего стоит только возможность посмотреть фрагмент балета или оперы собственными глазами.
На итоговых занятиях четверти или учебного года предлагается игра «Угадай мелодию» , где проводится работа с презентацией, звучит музыкальная заставка и учащиеся выбирают сектор, под номером которого спрятано знакомое музыкальное произведение.
Какое оживление и сколько вопросов и сравнений вызывает у четвероклассников видеозапись «Милый мой хоровод» и по поводу народной манеры пения и по поводу плавных движений девушек-лебёдушек или озорная плясовая «Камаринская», которой увлекся даже Л. Бетховен, создав вариации на русскую тему. Этот материал переплетается с занятиями по внеурочной деятельности «Введение в народоведение», где есть возможность показать красоту народного танца и разучить некоторые движения и песни, а также народные игры, в которых ,оказывается, есть свой смысл.
Насколько будет интересно детям ,после предварительной работы, увидеть танцы на «Балу польского короля» из оперы «Иван Сусанин» в исполнении артистов Большого театра. Когда приходит понимание того, почему так различаются движения танцоров в полонезе, мазурке, вальсе, а также более полное представление о враге. Тогда следующая «Сцена Сусанина с поляками» будет настолько зрима, что глубже дойдет до сердца каждого и оставит восхищение от поступка народного героя.
Через сеть Интернет можно предложить обучающимся, послушать ещё раз понравившиеся произведения, скачать музыку, минусовки и тексты песен, тематические презентации на разную тематику.
Соединение зрительной и слуховой наглядности в формате презентаций
позволяет не только интегрировать разные виды искусств, но и реализует принцип единства воспитания, обучения и развития младших школьников. Таким образом, развивая познавательные интересы учащихся, учитель создаёт условия для решения главной задачи музыкального воспитания – формирования музыкальной культуры младших школьников, как неотъемлемой части их духовной культуры.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Заключение
Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Изобретать и совершенствоваться – вот единственный курс творческой учительской жизни.
Таким образом, каждый учитель музыки, работая творчески, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Решение задач музыкального воспитания школьников требует от учителя оптимального выбора методов в зависимости от своеобразия произведения, особенности музыкальной деятельности и возможностей учащихся. Поэтому не одна даже самая хорошая разработка не может быть использована механически. Успех сопутствует учителю, который учитывая реальные условия, творчески подходит к делу – обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включать в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников. Если учитель хорошо представляет план действий, то свободно ориентируется в неожиданных ситуациях, возникающих на уроке и переходит к импровизации. Творческий подход позволяет ему каждый раз по-новому проводить работу над одним и тем же произведением (он варьирует и перестраивает ее в зависимости от обстоятельств), что бы достичь реализации его воспитательных, образовательных, развивающих возможностей и успешного решения задач музыкального воспитания школьников.
Список используемой литературы:
Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[Сергеева.Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.].-М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки. ФГОС. 4-е издание.- М. : Просвещение, 2015. – 256с.
Учебники «Музыка 1,2,3,4 класс.», авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина,– М: Просвещение, 2015 г.-128с.
Музыка. 2 класс. Поурочные планы по программе Е.Д. Критской /автор - сост. Н.Б. Улашенко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010-96с.
Музыка.3 класс. Поурочные планы по программе Е.Д. Критской /автор - сост. Н.Б. Улашенко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010-96с.
6. Давыдова М.А.Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2011.-288 с.
7. Никитина И.А.Приемы развития музыкального слуха и интонирования на уроках музыки в общеобразовательной школе //Музыка в школе №2, 2014 , 67-74с.
8.
Кармазина
Ж.Б.Личность
учителя //Музыка в школе №3, 2015 , 40-44с.
9.
Кармазина
Ж.Б.Дисциплина
и атмосфера на уроках музыки//Музыка в
школе №4, 2015 ,29-36с.
10.Музыка. 1 –4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания /авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011. –151 с.
11. Бакланова, Т.И. Обучение в 4м классе: по учебнику«Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование /Т.И. Бакланова. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. –126, [2] с. –(Планета знаний).
Приложение1.
Фрагмент урока в 4 классе по произведению «Океан-море синее» из оперы «Садко» Н. А. Римского - Корсакова.
Можем ли мы «услышать» пейзаж?
-Что такое пейзаж?
У каждого уголка природы есть свое «звучание». Вдумайтесь, разве поле звучит как лес, а река как море?
Давайте попробуем услышать музыку моря.
Посмотрите на иллюстрацию с картины «Черное море» знаменитого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского.
-Море неподвижно?
Почувствуйте себя на берегу моря, и все задвигается, задышит, зазвучит вокруг. Почувствуйте запах свежести, ощутите температуру воды.
И тогда вы обязательно поймете, какое душевное состояние рождает картина: счастье, душевную бурю, покой?
-Какими линиями пользуется художник? (плавными)
Значит и в музыке это должны быть плавные линии.
-А какой штрих, как вы думаете? (плавный)
Поэтому мы и не слышим бурю, а воспринимаем спокойное величие морской равнины.
-Какой колорит преобладает? (темный, мрачный)
-А в музыке какое средство выразительности будет соответствовать колориту? (тембр)
-Почувствуйте вес картины. Каким он будет? (тяжелым)
-Почему? (Мы видим тонны воды).
-Каким должен быть регистр в музыке, чтобы создать ощущение тяжести? (низким)
-Получатся массы воды в музыке, если прозвучит быстрый темп? (Нет, темп должен быть медленным или умеренным).
-Какая динамика передаст дыхание моря? (крещендо и диминуэндо)
-Набегая, волна за волной заставляют нас услышать определенный ритм: ровный или пунктирный? (ровный)
Совершенно верно, ведь пунктирный ритм разрушит атмосферу величавого спокойствия.
-Как И.К.Айвазовский относится к образу моря, изображенному на картине: восхищается, любуется, недолюбливает?
Послушайте фрагмент оперы «Садко» «Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова.
-Созвучна ли эта музыка картине И.К.Айвазовского? Можно ли ее назвать продолжением мыслей художника? Почему?
Приложение 2.
Фрагмент урока – импровизации в 1 классе на тему: В детском музыкальном театре.
Учитель объявляет, что весь класс отправляется в старинную деревню, в гости к бабушке и дедушке из русской народной сказки «Колобок». Накрыт стол с самоваром, с сушками и посудой в русском народном духе.(позже он накрывается платком).
В начале детям предлагается вспомнить и выразительно, нараспев, произнести начало русской народной сказки.
Далее под музыку «Весёлый крестьянин»Р.Шумана мальчики показывают что делает в доме дедушка, а девочки - что делает бабушка.
Учитель: В избе вкусно запахло хлебом. Вот и появился колобок.
2 слайд.
Далее обучающимся предлагается разучить и выразительно спеть1к. песни «Колобок Г.Струве, сл.В.Татаринова.
Детям предлагается импровизация на слова «..катится колобок ,катится.»
Учитель: Представьте солнечную полянку. Что видите вокруг? Что слышите?(птицы поют, дятел стучит, ручей бежит, листья шелестят, ветер шумит)
Обучающимся предлагается импровизация «Звуки леса.»(Выбираются инструменты: свистульки для синиц, ложки для дятла, металлофоны для ручья, трещотки и бубен для листьев, шумелки для ветра.)
В зависимости от эмоциональной готовности детей к импровизации ещё предлагается задание «Спор двух деревьев».
Весь лес населяется жителями.
Учитель: Кто-то заблудился в лесу и кричит:«А-у!» Проводится музыкальная игра, когда дети делятся на 2 группы. Одна группа поёт с Восходящей интонацией (вопрос),а другая откликается с нисходящей.
Предлагается упражнение «Разговор ворон» (На одном звуке на выдохе резко поётся «кар-р-р» и и отклик «кар-р-р».Сравниваются разные тембры голосов.)
Упражнение «Кукушки».
Упражнение «Филин»Дети приставляют ладони «рупором» к углам рта и низким голосом, но мягко, протяжно произносят «у-хххху-уу», «у-хххху-уу».
Упражнение «Эхо»(Дети за учителем, но гораздо тише отстукивают пальчиками звуки имитирующие капли воды, стук копыт оленя, стук весёлого дятла.)
Учитель: Вслушайтесь в музыку, как сейчас появиться зайчик? (Звучит русская народная плясовая «Заинька»).Ребятам предлагается показать как он пляшет.
3 слайд.
Далее звучит вступление к песне «Колобок»Г.Струве и детям предлагается показать домашнее задание «Песенка колобка».
Учитель : Кто сейчас должен появиться? (Волк).
4 слайд.
Далее следует импровизация «Разговор колобка и волка» (Дети импровизируют на металлофонах ,а учитель на фортепиано.)
Медведь появляется под уже известную детям музыку «Медведь»Г.Галынина. Ребятам предлагается показать походку медведя.
5 слайд.
Даётся задание: Напеть слова медведя «колобок, колобок я тебя съем».
И ещё один показ домашнего задания в ответе колобка..
Лиса появляется под ранее разученную песню «Уж как шла лиса.» Следует показ шагов лисы.
6 слайд.
Учитель напоминает конец сказки, а дети на металлофоне изображают событие.
Заканчивается сказка звучанием всего шумового оркестра.
Итог урока: Вот и закончился наш спектакль, в котором вы и сами были участниками.
В каких ролях вам сегодня удалось побывать?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дюкова Елена Александровна
→ Helen26 21.09.2016 0 3367 221 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.