Статья: "Создание воспитательной системы класса"


«Создание воспитательной системы класса»

Учитель: Лепехина Елена Владимировна



Основным в работе классного руководителя с классом является создание воспитательной системы (ВС).

Воспитательная система – это целостный социально-педагогический комплекс, возникающий в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса. Важными моментами ВС является формирование классного коллектива, с определенным образом жизни и психологическим климатом.

Что дает ВС:

  1. Именно ВС дает возможность для единого развития учащихся и педагога.

  2. ВС расширяет диапазон воспитательных средств за счет освоения социальной среды.

  3. ВС класса позволяет включать в себя создание традиций класса (работа по традиционным делам – праздники, экскурсии, классные часы)

  4. Моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности ребенка и взрослого.

Цели ВС: цель должна быть четко сформулирована, диагностична, ориентирована на развитие личности ученика, соответствовать запросам ближайшего окружения и запросам ребенка и их родителей.

Основные идеи:

  • Индивидуализация

  • Дифференциация

  • Гуманизация

  • Преемственность

Субъекты воспитания (общность людей)

  • Ученики класса

  • Учителя, работающие в классе

  • Работники школы

- все это воспитательный коллектив.

Система деятельности должна соответствовать воспитательным целям ВС школы; должна иметь предпосылки для формирования того или иного вида деятельности в качестве системообразующей.

Какой вид деятельности может быть системообразующим?

  • Образовательная

  • Познавательная деятельность

  • Досуговая

Эффективность работы ВС отслеживается диагностикой (уровень воспитанности, обученности и другие). Важным в этом вопросе является время, которое показывает, работает система или нет, на сколько она эффективна.

Создавая ВС класса, классный руководитель начинает работу:

  • с анкетирования учащихся: какими они хотят себя видеть;

  • с анкетирования родителей: какими хотят видеть родители своих детей, чему должна научить школа;

  • социометрия.

При этом работа с психологом обязательна.

Классный руководитель ставит перед собой задачи:

  • развитие интеллекта учащихся

  • создание комфортных условий

  • оказание помощи в определении достойного места в жизни

Большую помощь оказывает обеспечение системообразующего вида познания: гражданско-правовое, экологическое, художественно-эстетическое, патриотическое, краеведческое.

Можно выделить несколько этапов становления ВС класса.

1 этап: Изучение теоретических материалов, методик.

2 этап: Содержательный. Сюда входят беседы с психологом, родительские консультации, выработка рекомендации отдельным категориям родителей, вовлечение родителей в совместную деятельность, взаимодействие с организациями, где работают родители, проведение классных часов.

3 этап: Результат.

Корректировка воспитательной среды, рождение новых традиций , совместное планирование деятельности в классе, объединение детей в группы по интересам и т.д.

Основные направления деятельности классного руководителя при создании ВС класса представляется учебно-воспитательным комплексом, своего рода педагогической системы, обеспечивающей неразрывную связь трех процессов:

  1. социализация

  2. воспитание

  3. развитие личности.






Полный текст материала Статья: "Создание воспитательной системы класса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лепехина Елена Владимировна  Публикатор
01.11.2015 1 2432 233

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК