Статья: "Создание воспитательной системы класса"
«Создание воспитательной системы класса»
Учитель: Лепехина Елена Владимировна
Основным в работе классного руководителя с классом является создание воспитательной системы (ВС).
Воспитательная система – это целостный социально-педагогический комплекс, возникающий в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса. Важными моментами ВС является формирование классного коллектива, с определенным образом жизни и психологическим климатом.
Что дает ВС:
Именно ВС дает возможность для единого развития учащихся и педагога.
ВС расширяет диапазон воспитательных средств за счет освоения социальной среды.
ВС класса позволяет включать в себя создание традиций класса (работа по традиционным делам – праздники, экскурсии, классные часы)
Моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности ребенка и взрослого.
Цели ВС: цель должна быть четко сформулирована, диагностична, ориентирована на развитие личности ученика, соответствовать запросам ближайшего окружения и запросам ребенка и их родителей.
Основные идеи:
Индивидуализация
Дифференциация
Гуманизация
Преемственность
Субъекты воспитания (общность людей)
Ученики класса
Учителя, работающие в классе
Работники школы
- все это воспитательный коллектив.
Система деятельности должна соответствовать воспитательным целям ВС школы; должна иметь предпосылки для формирования того или иного вида деятельности в качестве системообразующей.
Какой вид деятельности может быть системообразующим?
Образовательная
Познавательная деятельность
Досуговая
Эффективность работы ВС отслеживается диагностикой (уровень воспитанности, обученности и другие). Важным в этом вопросе является время, которое показывает, работает система или нет, на сколько она эффективна.
Создавая ВС класса, классный руководитель начинает работу:
с анкетирования учащихся: какими они хотят себя видеть;
с анкетирования родителей: какими хотят видеть родители своих детей, чему должна научить школа;
социометрия.
При этом работа с психологом обязательна.
Классный руководитель ставит перед собой задачи:
развитие интеллекта учащихся
создание комфортных условий
оказание помощи в определении достойного места в жизни
Большую помощь оказывает обеспечение системообразующего вида познания: гражданско-правовое, экологическое, художественно-эстетическое, патриотическое, краеведческое.
Можно выделить несколько этапов становления ВС класса.
1 этап: Изучение теоретических материалов, методик.
2 этап: Содержательный. Сюда входят беседы с психологом, родительские консультации, выработка рекомендации отдельным категориям родителей, вовлечение родителей в совместную деятельность, взаимодействие с организациями, где работают родители, проведение классных часов.
3 этап: Результат.
Корректировка воспитательной среды, рождение новых традиций , совместное планирование деятельности в классе, объединение детей в группы по интересам и т.д.
Основные направления деятельности классного руководителя при создании ВС класса представляется учебно-воспитательным комплексом, своего рода педагогической системы, обеспечивающей неразрывную связь трех процессов:
социализация
воспитание
развитие личности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лепехина Елена Владимировна
→ Публикатор 01.11.2015 1 2412 233 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.