Внеклассное мероприятие "Сказка в новогоднюю ночь" в рамках воспитательного проекта; старшие классы
Новогодний проект «Сказка в новогоднюю ночь»
Цель проекта: постановка новогоднего спектакля для старшеклассников
Задачи проекта:
1)создание сценария спектакля;
2)распределение ролей;
3)репетиции;
4)создание образов с помощью костюмов;
5)подбор музыки и запись музыки на электронный носитель;
6)подбор конкурсов,
7)выступление.
Проектный продукт: сценарий спектакля и постановка спектакля «Сказка в новогоднюю ночь»
План проекта
- Создание сценария мероприятия: 01.11.2014г. – 14.11.2014г.
- Распределение ролей, репетиции: 15.11.2014г. – 22.11.2014г.
- Репетиции, создание образов с помощью костюмов: 24.11.2014г. – 29.11.2014г.
- Репетиции, подбор и запись музыки в последовательности на электронный носитель: 01.01.2014г. – 06.01.2014г.
- Репетиции: декабрь 2014г. Генеральная репетиция: 23.12.2014г.
- Выступление: 25.12.2014г.
Вступление. Рождение замысла
Быть классным руководителем девятиклассников очень непросто. Почему? Да потому что ребята стали старшеклассниками, которые теперь являются лицом школы, примером для подражания школьников младшего и среднего звена. Как сделать так, чтобы ребята приобрели уверенность, входя в сообщество старшеклассников, ведь им предстоит впервые показать себя перед десяти - и одиннадцатиклассниками, которые всегда очень критичны к новичкам. Как зарекомендовать себя? Такие вопросы задавала я себе, когда ребята моего класса перешли в девятый класс.
Случилось так, что в этом году моему 9б классу предстояло подготовить новогоднее представление для старшеклассников. Это было решение завуча по воспитательной работе, которая лишь в этом году пришла в наш коллектив. Ежегодно новогоднее представление в нашей школе готовили ребята из десятых классов, уже имеющие опыт. У меня как классного руководителя в первый момент было состояние шока. Кстати, родители, узнав о таком решении школы, тоже были в растерянности, но пообещали помочь. Хочется отметить, что в классе есть активные девочки, зато мальчиков на сцену вывести невозможно. Я понимала, что это дебют ребят моего класса, от которого зависит во многом складывающаяся репутация классного коллектива. Я понимала, что работа предстоит огромная. Ученики же не совсем адекватно оценивали ситуацию. Ребятам захотелось выступить так, чтобы поразить всех. Однако они не представляли, сколько трудностей нас ожидало на пути. Ребята считали в силу своего подросткового максимализма, что они настолько талантливы, что всех сразу сразят наповал. Мне так захотелось именно в этот момент, чтобы они не разочаровались. После такого оптимистичного прогнозирования, у нас стали возникать вопросы: а как поразить? чем поразить? Вопросы повисли в воздухе… Начались первые трудности. Завуч по воспитательной работе предложила нам сценарий из Интернета. Ребята раскритиковали его полностью. Мы решили написать сценарий сами, причем создавая героев спектакля для конкретных учеников, учитывая характеры и артистические способности ребят. Кое-что из предложенного сценария мы всё-таки оставили. Все девочки из класса (а их 13) пожелали участвовать в спектакле. Нам нужны были герои, которых в предложенном сценарии не было. Итак, творческий процесс пошёл…
Создание пьесы
Как мы создавали сценарий? После уроков ребята приходили в кабинет, садились за парты и, спустя какое-то время,.. начиналось! Я не успевала осмысливать предлагаемые детьми образы, сюжеты. Поток детской фантазии был настолько стремительный, настолько разнородный, что мне сначала казалось невозможным из такого разнообразия оригинальных задумок сделать что-то единое, логически связанное. Однако через какое-то время у нас стал вырисовываться интересный сказочный сюжет, в котором всё сошлось. Я тогда подумала: «Вот оно – чудо творчества!» Из хаоса родился сюжет. А какое удовольствие получали ребята, когда видели, что у них получается что-то создавать своё, оригинальное. Центральным образом у нас стала Баба-яга. Но две девочки никак не уступали друг другу эту роль. Сказать одной из них, что у другой эта роль получится лучше, я не желала, хотя у одной были явные артистические способности. Пришлось ввести в пьесу две Бабы-яги. Это оказалось прекрасным способом решения проблемного вопроса. Спектакль показал, что решение было верным. Мы ввели в сказку образы кошек - слуг Бабы-яги, образы полицейских, образы ведущих программы «Снимите это немедленно!», образы лошадки и овечки. Мы сохранили образы Деда Мороза, Снегурочки, Королевы Зимы, Птицы Счастья из предложенного сценария. Ребятам хотелось, чтобы сказка была современная, с элементами юмора. Моя задача - вовремя сдерживать ребят, чтобы смешное не стало пошлым, а современное – грубым. В результате у нас получилась история о Снегурочке, которую похитили две Бабы-яги, сбежавшие из лесной тюрьмы. Сбежавши из тюрьмы, Бабы-яги встречаются на лесной опушке и решают, кому из них можно будет заменить Снегурочку. Они ссорятся, так как не могут решить, кто из них лучше. В это время их разговор слышит Дед Мороз, который, услышав шум мотора, спрятался за ёлкой и подслушал разговор. Когда подружки ссорятся, на их шум прибегают ведущие программы «Снимите это немедленно!» и говорят о том, что Кикимора болотная написала им в студию письмо, в котором сообщила, что Бабы-яги стали плохо выглядеть в последние сто лет, и предлагают чек на 100000 рублей и килограмм молодильных яблок. Подружки соглашаются на предложение и уходят преображаться. В это время слышится звук мигалки, и на сцену выбегают полицейские. Они ищут сбежавших из тюрьмы старушек-похитительниц. Из-за ёлки выходят помолодевшие Бабы-яги. Полицейские их не узнают, но эти дамы им кажутся подозрительными, поэтому они спрашивают у них документы. Документы подтверждают, что этим дамам по 300 лет, что это сбежавшие похитительницы Снегурочки. Однако пока полицейские читали паспорт одной Бабы-яги, другая потихоньку вытащила из кармана полицейского свой паспорт и сбежала. Спохватившись, полицейские берут под руки оставшуюся Бабу-ягу, которая обвиняет во всём свою подругу, и уводят из зала под фразу из песни «Еду в Магадан…» Под ёлкой появляется Дед Мороз, к нему выбегает оставшаяся на свободе Баба-яга и предлагает помощь. Дед Мороз приказывает вернуть Снегурочку. Баба-яга зовет своих кошек, чтобы те привели Снегурочку. Кошки выходят под музыку из мультфильма «Маленький Мук». «Кошки, очарование моё…» - поётся в песне, и кошки, услышав приказание от хозяйки, бегут его выполнять. Они приводят Снегурочку в зал, и праздник продолжается. Вот такую пьесу-сказку мы сочинили с ребятами. В свой сценарий мы ввели еще образы барашка и лошадки. Джентльмен Барашек приглашает красавицу Лошадку на свидание, чтобы проститься на 12 лет и пожелать всего хорошего. Лошадка дарит всем зрителям подарок – песню в собственном исполнении и убегает. Образы Деда Мороза, Снегурочки, Королевы Зимы, Птицы Счастья мы оставили из исходного сценария.
Как мы распределяли роли? Уже по ходу создания сценария эта проблема решалась, так как роли писались под артистов. Здесь у нас была единственная проблема – нежелание наших мальчиков принимать участие, поэтому нам пришлось некоторые мужские роли, например роли полицейских, отдавать девочкам. Деда Мороза пригласили из десятого класса, а Барашка сыграл всё-таки наш мальчик, прирождённый артист, с начальной школы участвовавший в постановках.
Завершить своё мероприятие мы традиционно решили конкурсами. Мы творчески подошли к решению и этой проблемы. Какие конкурсы будут интересны современным подросткам? Мы нашли огромное количество различных конкурсов, и на какое-то время растерялись, потому что хотелось придумать что-то своё, оригинальное. Хотелось, чтоб было интересно зрителям. Однако традиционный «бег в мешках» мы в список конкурсов записали сразу. Мы решили, что конкурсы будут проводить разные участники мероприятия. Первый конкурс «Лотерея» проводили ведущие. Перед представлением девочки при входе в зал раздавали листочки с номерами. После представления ведущие доставали номерки, вызывали ребят из зала. Чтобы получить приз (конфета или мандарин), зритель должен выполнить задание. Какие задания? 1)Рассказать новогоднее стихотворение; 2)сказать комплимент Снегурочке; 3)потанцевать с Дедом Морозом; 4)поскакать вокруг ёлки, как зайчик. Второй конкурс «Танцевальный» проводила Баба-яга. Мы «нарезали» и соединили в единый музыкальный ряд отрывки из разножанровых танцевальных произведений. Участники конкурса должны были исполнить танец «Утята», затем «Ламбаду», «Барыню», лезгинку, индийский танец и вальс. По силе аплодисментов зрителей определили победителей конкурса. Третий конкурс «Бег в мешках» проводил Дед Мороз, который попросил у зрителей принести ему потерянный по дороге валенок. И четвёртый конкурс «Хоровод» проводила Снегурочка. Для участия в данном конкурсе Снегурочка пригласила из зала одного участника. Этот участник должен пригласить из зала ещё одного, тот – ещё одного, и так по цепочке. В результате образовался хоровод. Ребята, взявшись за руки, спели песню «В лесу родилась ёлочка» вокруг ёлочки.
Не обошлось наше мероприятие и без традиционных новогодних загадок, которые загадывал зрителям Дед Мороз. Итак, сценарий был готов (Приложение 1)
А сейчас несколько слов о наших репетициях. Сначала, когда ещё материал был «сырой», были трудности собрать всех ребят на репетиции, потому что мы тратили большое количество времени, а у многих ребят тренировки, секции, кружки. Некоторые ребята считали, что нет необходимости так часто репетировать. Переломным моментом стала репетиция, от которой ребята впервые получили настоящее эмоциональное удовлетворение. Слова ролей и песен были выучены, последовательность выхода на сцену тоже запомнили – вот тогда-то и начались настоящие репетиции. Ребята учились импровизировать, отрабатывалась выразительность речи. На таких репетициях было действительно здорово! Нервничать не приходилось, получали только положительные эмоции. Сказочная атмосфера притягивала, особенно когда в зале появилась ёлка, поэтому вопрос о посещении репетиций уже не поднимался. Репетировали почти ежедневно последние две недели дотемна. Кроме репетиций, приходилось украшать школу, создавать новогоднюю газету. Мы творили, собираясь в кабинете все вместе. В этот момент для меня самым ценным было то, что ребята признали, насколько важны репетиции для достижения хорошего результата. Когда ребята увидели, что всё получается, что пьеса интересная, они сделали правильный вывод: всё это благодаря постоянным репетициям, желанию все сделать отлично. На репетициях мы отрабатывали каждое движение каждого героя. Именно поэтому постепенно страх ребят перед выступлением исчезал.
Создание образов с помощью костюмов. Подбор музыки и запись музыки на электронный носитель
Костюмы ребята создавали сами. Это занятие оказалось для всех очень увлекательным. Девочкам хотелось выглядеть привлекательно, поэтому эту задачу все решали с удовольствием. Конечно, помогали родители. За советом обращались к классному руководителю. Девочки-кошки сшили ушки и хвосты, нарисовали усы – получились сказочные образы. Бабы-яги тоже придумали очень интересные образы. Полицейским пришлось искать одежду, чтобы обозначить образы. Костюмы Снегурочки и Деда Мороза были в школьном гардеробе. А сколько проблем было у Королевы Зимы с выбором наряда! Очаровательным получился образ Птицы счастья. Забавным был Барашек в шерстяной жилетке и варежках. А Лошадка с пушистым хвостиком покорила всех.
Очень ответственно мы подошли к подбору музыки для нашего спектакля. Почти каждый герой пьесы подбирал музыку для своего выхода сам. Музыка помогает создавать образы. Романтическая музыка из кинофильма «Три орешка для Золушки» сопровождала выход Снегурочки, энергичная музыка песни «Птица счастья завтрашнего дня…» - выход Птицы Счастья, новогодняя мелодия 08 со звоном колокольчиков - Королевы Зимы. Дед Мороз выходил под музыку Slim «Дед Мороз» в стиле Rap, кошки - под песню из мультфильма «Маленький Мук» «Кошки, очарование моё…» Лошадка выбегала под весёлую музыку песни «Джингл белс» в исполнении на английском языке группы девочек.
Кроме песни «Джингл белс», ребята все вместе исполняли две песни: «Новый год», которую поет Ксения Ситник, и заключительную песню «Весна», которую исполняет Сергей Трофимов. Итак, «музыкальная дорожка» была создана. ( Приложение 2)
Вот наступил момент выступления. Все очень волновались, но ждали начала выступления с радостью и нетерпением. Сначала некоторая робость присутствовала у ребят, но потом все страхи ушли, осталось желание удивить, покорить зрителей и получить удовольствие от участия в спектакле. Появился кураж. Ребята стали получать удовольствие от выступления. Дед Мороз импровизировал, что приятно меня удивило и порадовало. Все ребята справились со своими задачами. Выход каждого героя сказки был интересен. У многих ребят были небольшие роли, но они сыграли их так, что каждый образ запомнился зрителям, потому что обдумывали все мелочи, каждый образ. Выступление понравилось и ученикам школы, и присутствующим гостям, и учителям, и директору. Было приятно слышать восторженные отзывы зрителей. На сцене оказались ребята, которые до этого никогда в спектаклях не участвовали. Все были удивлены, что в нашем классе так много талантливых, артистичных ребят.
Зрители с удовольствием принимали участие в конкурсах. Особенно понравился всем танцевальный конкурс, когда пары из зала, не сдерживая своих эмоций, кружились в вихре зажигательных мелодий. С радостью зрители создавали хоровод вокруг ёлки, выбирая из зала своих друзей.
«Я знаю точно: растает лёд…» - пел Артём в заключительной песне «Весна». «Мы знаем точно: растает лёд..» - подхватывали ребята. Получилось очень мило. Эта песня оказалась прекрасной точкой завершения праздничного представления. Следующий этап – дискотека.
Заключение. В чем успех мероприятия?
В чём успех мероприятия? На этот вопрос мы с ребятами попытались ответить на следующий день, собравшись после уроков на классный час «Подведение итогов». Все согласились, что самое главное, почему всё получилось – ежедневные репетиции, продумывание каждой детали, мелочи и огромное желание сделать что-то интересное, удивить всех. Вспомнили пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Конечно же, были трудности. Для меня самая большая трудность была на первом этапе работы – всех заинтересовать, увлечь, чтобы ходили на репетиции с удовольствием и с желанием творить, а не по необходимости. Важно ещё то, что в классе были дети увлечённые, активные, которые могли помочь собрать всех, организовать. Без таких ребят такого результата добиться было бы невозможно. Мне как учителю литературы было комфортно в данном творческом процессе, потому что писать стихотворения на уровне школьного сценария я умею в силу профессиональной необходимости и опыта. Ребятам очень нравилось, когда их абстрактные идеи я воплощала в стихотворной или прозаической форме. В результате данного мероприятия мы с ребятами ещё больше сблизились, стали больше доверять друг другу, узнали много нового друг о друге.
В заключение хочется сказать, что такие воспитательные проекты нужны не только ученикам, но и нам, педагогам. Это возможность близкого, неофициального общения с подростками, что в данном возрасте очень ценится ребятами. Это возможность реализовать свои творческие, артистические способности. Это возможность самоутвердиться в коллективе.
А самое главное – это незабываемые эмоции, впечатления, которые останутся в душах детей на всю жизнь как одно из ярких воспоминаний о школе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Реброва Оксана Александровна
→ Я-Оксана 26.01.2016 0 8142 651 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы