Патриотическое воспитание школьников при реализации образовательной программы судомодельной секции
ГОУ ДОД ДЮЦ «Творческий Молодежный Форум
«Китеж-Плюс» Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования.
Направление: судомоделизм.
Образовательная программа судомодельной лаборатории для выполнения основной цели программы - создания комфортных условий для развития личности ребёнка, адаптации его к современной жизни ставит следующие задачи - образовательные, развивающие, воспитательные. К образовательным задачам относится: формирование навыков работы с инструментами, материалами, знание терминологии, технологии. К развивающим задачам относится: выявление и развитие творческих, эвристических способностей воспитанника. К воспитательным задачам относится: воспитание чувства коллективизма, честности, порядочности, доброжелательности к людям, любви к труду, любви к родине. Одной из важнейших воспитательных задач, которые выполняются при реализации образовательной программы, является патриотическое воспитание учащихся.
Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения закладывается на всех этапах образовательного процесса. Например, каждые соревнования по судомодельному спорту любого уровня начинаются с построения юных спортсменов, после приветствия главного судьи соревнований осуществляется подъем государственного флага Российской Федерации. Исполняется гимн. Таким образом подчеркивается торжественность момента открытия соревнований.
В Санкт-Петербурге, где как нигде сильна память о Великой Отечественной войне, о подвиге людей в блокадном городе, в Красногвардейском районе в конце января ежегодно проводится Открытое лично-командное первенство города по судомоделизму среди школьников, посвященное полному снятию блокады Ленинграда. На мероприятие приглашаются ветераны войны. Они говорят напутственные слова юным участникам и награждают победителей. К сожалению, сегодня, когда после победы в Великой Отечественной войне прошли многие десятилетия, и память о войне и ее жертвах постепенно становится для новых поколений далекой историей и даже мифом, необходимо на занятиях в судомодельной секции прививать чувство гордости за свой народ и свою страну. Говоря о войне, о патриотизме, нельзя не вспомнить легендарного русского адмирала и конструктора ледоколов С.О. Макарова, погибшего в русско-японской войне. Незабываемы и его слова: «Помни войну», что написаны на постаменте его памятника в городе Кронштадте на Якорной площади у Морского собора. Именно эти слова кратко и емко говорят нам о подвиге, о любви к родине, о тех страданиях и тяготах, которые легли на плечи нашего народа в ходе истории.
Воспитывая юных моделистов в духе патриотизма, необходимо показывать исторические примеры. Показывая исторический пример героизма ленинградцев во время блокады, нельзя не сказать и о Дороге жизни. О Дороге жизни сказано и написано немало. Но именно рассказы о «водной дороге жизни», о навигации 1941 и 1942 годов вызывают неподдельный интерес у воспитанников – судомоделистов. При реализации образовательной программы целесообразно посетить с учащимися музей «Дорога жизни», являющийся филиалом Центрального военно-морского музея. Музей «Дорога жизни» находится в Ленинградской области у мыса Осиновец, недалеко от станции Ладожское озеро. Именно отсюда начиналась «водная дорога жизни», ставшая спасением для многих жителей и воинов, защищавших осажденный город, так как по Ладожскому озеру корабли Ладожской военной флотилии в навигацию 1941 и 1942 года осуществляли снабжение блокадного города продовольствием и боеприпасами, осуществляли эвакуацию мирных жителей. На открытой площадке музея помимо прочих экспонатов на вечной стоянке стоят подлинные корабли, на которых во время войны перевозили грузы и людей под вражеским огнем по неспокойной Ладоге бойцы Ладожской военной флотилии.
Об этих кораблях следует сказать особо. Это: катер-охотник типа МО-4, буксир «Кареджи» (тип Ижорец-8), самоходный плашкоут, эти корабли изготавливались на судостроительных заводах блокадного Ленинграда. О боевом пути каждого из них написаны статьи, книги. Особенно ценно то, что эти корабли сохранены, и их могут увидеть воспитанники судомодельных кружков, а так же изготовить их модели. Модель самоходного плашкоута довольно проста в изготовлении, и ее вполне способны выполнить учащиеся первого года обучения. Технология изготовления этой модели описана в методической разработке педагога дополнительного образования по судомоделизму Трофимова Ю. А., данную разработку многие педагоги используют в своей практике. Зачастую на соревнованиях можно увидеть модели-копии плашкоутов, несмотря на свою простоту, смотрятся они вполне эффектно. Модели катеров типа МО-4 также строятся в разных судомодельных кружках города С.-Петербурга. Модель буксира «Кареджи» (Ижорец -8) построена учащимися в судомодельной секции ДД(Ю)ТТ Приморского района «На Торжковской» и передана в качестве экспоната Музею молодежных организаций Приморского района. Модель буксира «Кареджи» (Ижорец-8) занимает достойное место в экспозиции, посвященной Дороге жизни.
Бесспорно, изготовление воспитанниками моделей кораблей, прототипы которых со своими экипажами приносили славу нашей родине, существенно влияет на формирование у юных моделистов чувства патриотизма.
В городе Санкт-Петербурге, городе морской славы и центре судостроения, есть три корабля- музея, представляющие ценность не только как образцы техники, сохранившиеся до наших дней, но и являющиеся памятниками истории. Это: крейсер «Аврора», ледокол «Красин», подводная лодка «Народоволец». Посещение этих музеев воспитанниками способствует воспитанию чувства гордости за свой народ и свою страну.
Образовательная программа должна быть построена таким образом, чтобы оказывать положительное влияние не только на умственное и физическое развитие детей и укрепление их здоровья, но и на воспитание культурного человека, который способен к постоянному совершенствованию, изменению в соответствии с требованиями времени. Ознакомление с историей Санкт-Петербурга (Ленинграда), как промышленного, научно-технического и учебного центра судостроительной отрасли России позволяет воспитывать в ребенке дух юного Петербуржца, становиться патриотом своего города, любить не только свою страну, но и свой город.
Таким образом, патриотическое воспитание школьников при реализации образовательной программы судомодельной секции осуществляется с помощью:
- примеров славной и трагической истории нашей страны
- изготовления воспитанниками моделей-копий кораблей, имеющих исторические прототипы
- формирование памяти о войне и жертвах нашего народа
- посещение воспитанниками музеев и памятных мест
- посещение кораблей - музеев
- приобщение, воспитание уважения к государственной символике
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.