Патриотическое и духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача современного воспитания
В работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию я руководствуюсь:
- «Конвенцией духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России».
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Федеральными, государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО.
- Комплексной образовательной программой для детей школьного возраста «Я учусь быть самостоятельным».
Важнейшим направлением воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. В документах указано, что «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, ответственность за свое будущее».
Современная педагогика ориентирует на гуманно-личностный подход к воспитанию. Я учитываю закономерности психофизического развития детей, оказываю помощь и поддержку каждому ребёнку в его развитии, выстраиваю отношения на принципе диалога, сотрудничества.
Целью своей работы считаю: Воспитание у детей любви к своей Родине, культурному наследию своего народа и Санкт-Петербурга, умение и желание врасти в общество, формировать это общество. Развивать у воспитанников детского центра личностный потенциал и адаптационные основы поведения жизни в мегаполисе.
Формами и методами моей работы являются беседы и экскурсии, занятия, конкурсы и викторины, развивающие игры, социальные проекты, творческие выставки рисунков, аппликаций, поделок, театрализация.
Обучение и взаимодействие с детьми строю в форме диалога, познавательного спора, дискуссии.
Для активизации внимания детей в начале занятия использую интересную «завлекушку»:
- Пословицу («Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу»; «Добрые дети – дому венец; худые дети – дому конец»).
- Рассказ воспитателя («Хлебные крошки» В. Карасёва).
- Театрализация – пальчиковый перчаточный театр.
- Видеоролик («Красуйся град Петров»).
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание провожу по направлениям:
- Изучение традиций русской национальной культуры.
- Проведение уроков истории.
- Краеведение.
Воспитание детей на традициях русской национальной культуры является важным направлениям патриотического воспитания.
Свою работу я строю по циклам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Изучая историческое прошлое, провожу беседы по темам: «Работы на полях», «Как хлеб на стол пришел», «Орудие крестьянского труда», «Блюда русской кухни», «Рукоделие», «Народные промыслы», «Одежда селян».
Дети с увлечением работают над пословицами, поговорками, народными приметами. Сначала беседуем над их содержанием, проводим словарную работу, заучиваем их, затем проводим конкурсы: «Собери пословицу из данных слов», «Скажи вторую часть пословицы», а также командные конкурсы: «Кто больше знает пословиц на заданную тему», «Конкурс рисунков».
Разучиваем стихи. Они расширяют кругозор, развивают память, речь, воспитывают любовь к Родине, родной природе. Дети участвовали в тематических конкурсах детского центра.
Праздники объединяют людей, напоминают об общих ценностях, укрепляют моральный дух. Самым любимым детским праздником является новогодний.
Готовясь к встрече 2015года, дети познакомились к традициями празднования Нового года на Руси. Дети рисовали рисунки, шили ёлки, украшения, создавали атрибуты убранства русской избы:печь, окошко; развешивали рушники, подбирали лоскутки ткани для пошива ручного ковра, создавали узор из варежек и салфеток, познакомились с рецептом выпечки хлеба, учили стихи о хлебе, Новом годе, расставляли посуду из хохломы, познакомились со старинными детскими самодельными игрушками: свистульками. Отметили связь времён. Многие традиционные промыслы развиваются в настоящее время: все виды декоративной росписи, популярно шитье из лоскутков печворг. После проделанной подготовительной работы накануне Нового года провела театрализованный праздник-конкурс «Ярмарка забав». Целью занятия было: Создание праздничного новогоднего настроения, возможности творческого развития детей. Дети с удовольствием участвовали в различных соревновательных конкурсах.
Скоморохи в народных костюмах рассаживали гостей, проводили конкурсы, говорили о бережном отношении к хлебу, о значении хлеба. Дети прониклись духом уважения народных традиций, поняли, что наш народ много работает, и его труд нужно уважать.
Доброй традицией стало проведение уроков истории. 9 Мая мы ходили возлагать цветы к мемориалу, готовили мероприятия, приуроченные к этому событию под девизом: «Беречь все то, что делает нас россиянами»:
- С 4 по 10мая провели «Неделю памяти», в которую входили следующие мероприятия: просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихов, песен о Победе, солдате, Родине; выпустили стенную газету, нарисовали плакат, рисунки на тему «Ради жизни на земле», проведели краеведческие игры.
- Конкурс «О героях перекличка».
Детям понравилось посещение выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж». Они ощутили себя участниками военных действий: стреляли из настоящего ружья, выполняли упражнения с прикладом и штыком, переносили «раненых», метали гранату из настоящего окопа, преодолевали полосу спортивных препятствий, посетили ДОТ –землянку,где рассмотрели оружие, каски боеприпасы времён войны. Почтили молчанием память участников войны.
На «Уроках истории» рассказываю детям о духовных подвигах нашего народа.
4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов.
Объединились люди всех сословий, достатка, вероисповедования. С 2004 года был установлен праздник – День народного единства.4 ноября по Христианскому календарю день Казанской иконы Божьей матери. Когда Иван Грозный брал Казань, икона была привезена в Москву.
С 1710 года перевезена в Петербург, в 1812 году для иконы был построен Казанский собор. В настоящее время икона находится в Князь-Владимирском соборе. Является духовным покровителем СПБ.
С 1990 г в Списке всемирного наследия Юнеско значится исторический центр Санкт-Петербурга. В начале 1990-х годов в учебных планах петербургских школ появилась новая дисциплина: «История и культура Санкт-Петербурга». Изучение родного края воспитывает гражданина своего Отечества, формирует нравственные качества: гордость за город, его уникальность, бережное отношение к его наследию, сопричастность с судьбой города.
Во время экскурсии, прогулок по городу, посещения музеев, театров, выставок приобщаем ребёнка к общественной жизни. На занятиях по краеведению дети знакомились с историей города, с основными памятниками архитектуры и культуры, играли в краеведческие игры: «эрудит-Викторина», «Город в буквах», проведен конкурс «Поле чудес» к Дню рождения города.
1 апреля 2014 года создано международное общественное движение «За нравственность». Штаб-квартира находится в Москве, участвуют жители 45 стран мира. Символика движения: бело-голубая ленточка и значок, изображающий белую линию (любимый цветок Божьей Матери) - символы чистоты и благородства. Основная цель движения: возрождение нравственных основ человеческого общества, воспитание, просвещение детей и взрослых на основе идеалов духовности и нравственности.
Перед воспитателем детского центра стоит социально-культурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А. Сухомлинского:
«Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть, как ребёнок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».
Об авторе: Сахарова Лидия Ивановна, воспитатель, Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №11 Фрунзенского района».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.