Лидия Сахарова, 02.07.2015 0

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача современного воспитания


Важнейшим направлением воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. В документах указано, что «мы должны строить свое будущее  на прочном фундаменте. И такой фундамент — патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, ответственность за свое будущее».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию я руководствуюсь:

  1. «Конвенцией духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России».
  2. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  3. Федеральными, государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО.
  4. Комплексной образовательной программой для детей школьного возраста «Я учусь быть самостоятельным».

Важнейшим направлением воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. В документах указано, что «мы должны строить свое будущее  на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, ответственность за свое будущее».

Современная педагогика ориентирует на гуманно-личностный подход к воспитанию. Я учитываю закономерности психофизического развития детей, оказываю помощь и поддержку каждому ребёнку в его развитии, выстраиваю отношения на принципе диалога, сотрудничества.

Целью своей работы считаю:  Воспитание у детей любви к своей Родине, культурному наследию своего народа и Санкт-Петербурга, умение и желание врасти в общество,  формировать это общество. Развивать у воспитанников  детского центра личностный потенциал и адаптационные основы поведения жизни в мегаполисе.

Формами и методами моей работы являются беседы и экскурсии, занятия, конкурсы и викторины, развивающие игры, социальные проекты, творческие выставки рисунков, аппликаций, поделок, театрализация.

Обучение и взаимодействие с детьми строю в форме диалога, познавательного спора, дискуссии.

Для активизации внимания детей в начале занятия использую интересную «завлекушку»:

  • Пословицу («Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу»; «Добрые дети – дому венец; худые дети – дому конец»).
  • Рассказ воспитателя («Хлебные крошки» В. Карасёва).
  • Театрализация – пальчиковый перчаточный театр.
  • Видеоролик  («Красуйся град  Петров»).

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание провожу по направлениям:

  1. Изучение традиций русской национальной культуры.
  2. Проведение уроков истории.
  3. Краеведение.

Воспитание детей на традициях русской национальной культуры является важным направлениям патриотического воспитания.

Свою работу я строю по циклам: «Осень», «Зима», «Весна»,  «Лето». Изучая  историческое прошлое, провожу беседы по темам: «Работы на полях», «Как хлеб на стол пришел», «Орудие крестьянского труда», «Блюда русской кухни», «Рукоделие», «Народные промыслы», «Одежда селян».

Дети  с увлечением работают над пословицами, поговорками, народными приметами. Сначала беседуем над их содержанием, проводим словарную работу, заучиваем их, затем проводим конкурсы: «Собери пословицу из данных слов», «Скажи вторую часть пословицы», а также командные конкурсы: «Кто больше знает пословиц на заданную тему», «Конкурс рисунков».

Разучиваем стихи. Они расширяют кругозор, развивают память, речь, воспитывают любовь к Родине, родной природе. Дети участвовали в тематических конкурсах детского центра.

Праздники объединяют людей, напоминают об общих ценностях, укрепляют моральный дух. Самым любимым детским праздником является новогодний.

Готовясь к встрече 2015года, дети познакомились к традициями празднования Нового года на Руси. Дети рисовали рисунки, шили ёлки, украшения, создавали атрибуты убранства русской избы:печь, окошко; развешивали рушники, подбирали лоскутки ткани для пошива ручного ковра, создавали узор из варежек и салфеток, познакомились с рецептом выпечки хлеба, учили стихи о хлебе, Новом годе,  расставляли посуду из хохломы, познакомились со старинными детскими самодельными игрушками: свистульками. Отметили связь времён. Многие традиционные промыслы  развиваются в настоящее время: все виды декоративной росписи, популярно шитье из лоскутков  печворг. После проделанной подготовительной работы накануне Нового года провела театрализованный праздник-конкурс «Ярмарка забав». Целью занятия было: Создание праздничного новогоднего настроения, возможности творческого развития детей. Дети с удовольствием участвовали в различных соревновательных конкурсах.

Скоморохи в народных костюмах рассаживали гостей, проводили конкурсы, говорили о бережном отношении к хлебу,    о значении хлеба. Дети прониклись духом уважения народных традиций,  поняли,  что наш народ много работает, и его труд нужно уважать.

Доброй традицией стало проведение уроков истории. 9 Мая  мы ходили возлагать цветы к мемориалу, готовили мероприятия, приуроченные к этому событию под девизом: «Беречь все то, что делает нас россиянами»:

  1. С 4 по 10мая провели «Неделю памяти», в которую входили следующие мероприятия: просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихов, песен о Победе, солдате, Родине; выпустили стенную газету, нарисовали плакат, рисунки на тему «Ради жизни на земле», проведели краеведческие игры.
  2. Конкурс «О героях перекличка».

Детям понравилось посещение  выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж». Они ощутили себя участниками военных действий: стреляли из настоящего ружья, выполняли упражнения с прикладом и штыком, переносили «раненых», метали гранату из настоящего окопа,  преодолевали полосу спортивных препятствий, посетили ДОТ –землянку,где рассмотрели оружие, каски боеприпасы времён войны. Почтили молчанием память участников войны.
На «Уроках истории» рассказываю детям о духовных подвигах нашего народа.
4 ноября 1612  года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов.
Объединились люди всех сословий, достатка, вероисповедования. С 2004 года был установлен праздник – День народного единства.4   ноября по Христианскому календарю день Казанской иконы Божьей матери. Когда  Иван Грозный брал Казань, икона была привезена в Москву.

С 1710 года перевезена  в Петербург, в 1812 году для иконы был построен Казанский собор.  В настоящее время икона находится в Князь-Владимирском соборе. Является духовным покровителем СПБ.

С 1990 г в Списке всемирного наследия Юнеско значится исторический центр Санкт-Петербурга. В начале 1990-х годов в учебных планах петербургских школ появилась новая дисциплина: «История и культура Санкт-Петербурга». Изучение родного края  воспитывает гражданина своего Отечества, формирует нравственные качества: гордость за город, его уникальность, бережное отношение к его наследию, сопричастность с судьбой города.

Во время экскурсии, прогулок по городу, посещения музеев, театров, выставок приобщаем ребёнка к общественной жизни. На занятиях по краеведению дети знакомились с историей города, с основными памятниками архитектуры и культуры, играли в краеведческие игры: «эрудит-Викторина», «Город в буквах»,  проведен конкурс «Поле чудес» к Дню рождения города.
1 апреля 2014 года создано международное общественное движение «За нравственность». Штаб-квартира находится в Москве, участвуют жители 45 стран мира. Символика движения: бело-голубая ленточка и значок, изображающий белую линию (любимый цветок  Божьей  Матери) - символы чистоты и благородства. Основная цель движения: возрождение нравственных основ человеческого общества, воспитание, просвещение детей и взрослых на основе идеалов  духовности и нравственности.
Перед воспитателем детского центра стоит социально-культурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать  правильный  выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А. Сухомлинского:
«Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть, как ребёнок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».

Об авторе: Сахарова  Лидия Ивановна, воспитатель, Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  №11 Фрунзенского района».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?