Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».
Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
В концепции освещаются такие вопросы:
- модель школьника — выпускника;
- задачи, условия и результаты школьного воспитания;
- структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
- перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.
В концепции детально раскрыто:
- содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
- направления воспитательной деятельности;
- система организации воспитания;
- формы и методы духовно-нравственного развития школьников.
Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.
Работа школы по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС.
Урочная деятельность
При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.
Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:
- изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
- ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
- просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
- проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
- организация дискуссионной формы общения;
- создание проблемных ситуаций;
- решение практических задач.
Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.
Внеурочная деятельность
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
- общешкольные или семейные праздники;
- коллективные творческие дела;
- интерактивные квесты;
- интеллектуальные викторины;
- конкурсы;
- диспуты;
- ток-шоу.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
- кружков;
- клубов по интересам;
- секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
Внешкольная деятельность
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
- трудовые и экологические десанты;
- экскурсии;
- благотворительные или гражданские акции;
- военно-патриотические мероприятия.
Семейное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
- проводить семейные праздники;
- использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
- включать родителей в органы управления образовательным заведением.
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий
Эта структурная часть воспитательной программы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества.
Такая работа может проводиться:
- в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;
- путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;
- путем организации работы религиоведческих кружков.
Также рекомендуется устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ.
Программа духовно-нравственного воспитания
Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС обеспечивает планомерность и структурированность всему процессу. Традиционно, в этом документе нужно конкретизировать такие основные моменты, как:
- цели и ценностные установки;
- задачи;
- содержание;
- условия реализации;
- формы воспитания и социализации детей;
- способы взаимодействия с семьями учеников, учреждениями дополнительного образования, религиозными и общественными организациями;
- развитие ученического самоуправления;
- участие детей в работе творческих и спортивных клубов, детско-юношеских объединений и движений;
- планируемые результаты.
Один из разделов программы должен включать теоретические положения и методические рекомендации по созданию уклада школьной жизни, который подразумевает формирование целостного образовательного пространства и целостной среды духовно-нравственного развития школьников.
Для осуществления комплексного подхода к воспитательному процессу рекомендуется содержательную часть программы представить в виде подпрограмм, направленных на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, труд и творчество и т.д.). При этом можно сделать акцент на каком-либо одном или нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания, не забывая о формировании на базовом уровне всех остальных ценностей.
Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.
Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.
Важность воспитательной работы направленной на духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.
Такой подход грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников придают вопросу формирования гражданина и патриота первостепенную важность.
Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.