В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности становится актуальным реформирование общества в плане перехода к устойчивому развитию, обеспечение общества экологической информацией и усвоение ценностей экологической культуры, ведущей к изменению мировосприятия людей, что невозможно без целенаправленной деятельности человека, его осмысленной, разумной активности.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности.
Существует множество различных технологий, при помощи которых можно повысить эффективность экологического образования и воспитания. Задача педагога — найти оптимальное сочетание технологий, форм и методов работы, которые помогут сформировать экологическое системное мышление, ответственное отношение к природе, экологическую культуру, мировоззрение школьников. Неоценимую пользу в формировании компетентностей и личностных достижений играет внеурочная деятельность.
Экологическая агитбригада — это эффективное средство экологического воспитания. Главная цель создания агитбригады «Радуга» – активизация экологического движения в гимназии, районе и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
Задачи агитбригады:
- популяризация экологического образования и воспитания школьников;
- формирование у них экологического самосознания, экологической этики;
- формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;
- воспитать человека, любящего свою Родину;
- раскрытие творческого потенциала детей.
Педагогическая целесообразность видится в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения в экологической агитбригаде. Сочетание коллективных действий в участии различных конкурсов, научно-практических конференция воспитывает как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге — дает уверенность в своих силах.
Участвуя в экологической агитбригаде, учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества: взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и другие. Самое главное в общении с детьми — это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок.
В 2010-2011 учебном году на занятиях экологической агитбригады «Радуга» (на базе 8-х классов) я взяла на апробацию экологообразовательный проект «Сохраним природу родного края» из серии: начальное естественно-математическое образование для учащихся средней школы. Экологический дневник был разработан творческим коллективом СГПИ в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы».
Пособие построено в очень интересной форме: в виде диалога учителя, школьников Ани и Саши с ребятами. Материал разбит на темы:
- «Открывая для себя природу»
- «У природы на пороге»
- «Природа и люди»
- «Сохраним природу земли саратовской».
Изложение материала ведется с учетом важнейших принципов дидактики: научности, системности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью. Учитываются межпредметные связи с математикой, биологией, географией. Необходимо отметить также, что в пособии заложены большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся. Включены творческие задания, задания, побуждающие к исследовательской деятельности учащихся.
Я уделяю серьезное внимание исследовательской и проектной деятельности учащихся, так как она способствует раскрытию творческих способностей каждого ребёнка, развитию и тренингу психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи), расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение, оказывает влияние на воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности, развивает личность школьника. Учащиеся приобретают навыки публичного выступления, формируется интерес к предмету и активная жизненная позиция. Проектная деятельность по окружающему миру ценна еще и тем, что способствует развитию экологической компетенции учащихся. В прошлом году Крецул Анастасия заняла 1 место на городской научно-практической конференции с работой на тему «Пожары лета 2010 года», где рассматривала и пожары в Саратовской области. 7 апреля этого года Седакова Елизавета и Распарина Ольга заняли 1 место в городской научно-практической конференции «Интеллект будущего» с темой «Проблемы крупных городов на примере города Саратова».
Показателем эффективности экологического образования, формирования экологической грамотности и культуры должны стать не только осознанность, глубина и прочность экологических знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.