Проектный метод
ГлавнаяСтатьиПреподаваниеПроектный метод (всего статей: 13)

По мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова — авторов книги «Методология» — любой проект (образовательный, исследовательский, художественный) включает в себя три основные фазы. В этой статье мы поговорим об одной из них — фазе проектирования проекта.

30.05.2017

Первоклассники все еще отдают предпочтение игровому виду деятельности. Поэтому оптимально организовывать проект так, чтобы он превратился для детей в интересную игру. Только так можно активизировать учеников, вовлечь их в учебный процесс, вызвать интерес к новым знаниям и желание их добывать самостоятельно. И обязательно стоит учитывать, что детям младшего школьного возраста непременно потребуется помощь взрослых на всех этапах работы.

Силы третьеклассника все еще невелики, так пусть невелики будут и его дела. Важно только, чтобы дела эти были значимыми и полезными. Каждый проект – должен стать не непосильным трудом, а вполне реальным делом для ребенка. Если работа над проектами происходит систематически, школьник способен осознавать цели, планировать процесс работы, предвидеть затруднения, рассчитывать свое время и силы.

4 класс является выпускным из начальной школы. Чем старше ребенок, тем более самостоятельным он становится. Проекты, реализуемые в это время, должны соответствовать ряду требований:

  • иметь практическую ценность;
  •  предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемыми как в процессе работы над ними, так и при их завершении;
  • быть гибкими в направлении работы и скорости её выполнения;
  • предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия учеников.

Второклассники находятся в благоприятном возрасте для развития творческого мышления и воображения. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого периода является произвольность психических процессов. Именно она предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, чтобы поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

В современной педагогической практике все большее применение находят проектные технологии. Они ориентированы на получение новых знаний, тесно связанных с реальной жизнью, с окружающим миром. Одним из таких проектов является «Кто нас защищает». Проводится он на уроках окружающего мира в 3 классе. Основной целью проекта является формирование навыков исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся стала неотъемлемой частью работы современного учителя. В процессе организации такой деятельности учитель и ученик сталкиваются с рядом проблем: выбор темы, большой объем работы, оформление полученных результатов, презентация работы.

Данная тема предназначена для учителей начальных классов. Она поможет им определить цель и задачи, которые будут решаться при организации исследования на уроках окружающего мира. Познакомит с последовательностью этапов исследовательской работы. В ней освещены вопросы подготовительной работы, описываются формы и методы организации исследования при проведении экскурсий. Предлагаются памятки по организации самостоятельной работы в ходе исследования. Описываются формы защиты исследовательских проектов.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Естественно, что если учитель сам лично не имеет навыков исследовательской работы, то он не может обеспечить таковую деятельность среди учащихся. Многие школьные учителя не уделяют должного внимания исследовательской работе, не заслуженно считая, что они не в состоянии заниматься ей. При этом, одни из них занимаются разработкой систем уроков по отдельным темам, другие — составлением рабочих программ, третьи — создают методические комплексы. Эту деятельность учителя уже можно отнести к исследовательской, научной деятельности.

Каждый учитель в рамках своего предмета стремится смоделировать необходимые условия для творческого становления учащихся. Наше методическое объединение учителей технологии не осталось в стороне. Формируя интерес к предмету, мы приобщаем учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью развивающих технологий, целью которых является не только донесение знаний до школьников, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого школьника, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался он в на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».