Мухтарама Ижбулатова, 28.05.2015 0

Возьми себе за правило… Как научить детей выполнять правила?


В начале учебного года, на первом же родительском собрании раздала родителям моих первоклашек отпечатанные Правила для учащихся. Казалось бы, ничего нового нет там для взрослых людей. Многие родители учеников 1 класса — мои выпускники. Им тоже я прививала правила поведения в школе, на перемене и дома. Но нужно понимать, что для первоклассника в школе новое почти все и ему нужно помочь овладеть новыми для него навыками. Договариваемся, что Правила поместим в Уголок ребенка на видном месте, постоянно ведем беседы по правилам ученика. А в классе эти же Правила на стене для работы в классе.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Никто не сомневается в том, что в семь лет ребенок в силах поздороваться с незнакомым человеком. В небольшой деревне особенно. По обычаям и традициям нашего народа это должен уметь даже 2-3-х-летний ребенок! Но ведь большинство детей не умеет этого делать! Научиться здороваться, говорить «Спасибо» так же трудно, как научиться писать! Я берусь научить писать ребенка одна, без чьей-то помощи. Но научить ребенка вежливости одна я просто не в силах. Нужна постоянная, терпеливая помощь родителей, наши совместные действия. Ученики не сразу, но приучаются говорить «Спасибо» за то, что я раздала конверты с геометрическим материалом или буквами, тетради, одолжила ручку, линейку, а я не забываю говорить «Пожалуйста». А когда мама пришьет пуговицу, всегда ли она услышит «Спасибо»?

Не сразу приучим мы бережно обращаться со своими и школьными вещами. Применяю игру «Что рассказал портфель». В начале года провожу игру сама — выбираю владельца вещи. А ребята сами рассказывают, как живется в этом портфеле тетрадкам и книжкам, уютно ли им в этом доме, нужно ли замолвить за них словечко или похвалить хозяина. Впоследствии ребята вызываются сами, кто-то сочинит стишок, сказку о своей вещи.

Во втором полугодии даю прямые задания — навести порядок в классе. Ставится ведро с теплой водой в классе, и все дружно вытирают парты и столы. Это первые шаги к тому, чтобы учились «беречь школьное имущество».  Правило, если его можно «провести через руки», запомнится прочнее. С октября распределяемся по дням недели и вывешиваем график дежурства. Каждый день 3-4 ученика следят за порядком и чистотой в кабинете. А если они забывают, заболел кто-то или не справляются, то всем классом помогаем им дежурить.

Не может быть, чтобы родители не порадовались такому пункту в Правилах: «Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах». Казалось бы, учителю проще привить эту мудрость, его ведь слушаются больше. Но это неверное представление. Во время динамической паузы два мальчика испачкали брюки. Дала задание: приведите к завтрашнему дню брюки в порядок! Утром брюки были, конечно, чистыми. После расспросов узнала, что чистота добыта была по-разному. Одному мама ничего не сказала, отпустила гулять, брюки постирала сама. Другого мама заставила самого стирать, хотя потом пришлось перестирывать.

Конечно, я не раз спрашиваю: «Что ты делаешь дома? Кто моет посуду? Кто забирает братика или сестренку из садика? Кто ходит за хлебом?» Беседы, классные часы на тему правил поведения ведутся постоянно. Да и видим мы в деревне, кто помогает, а кто просто целый день гуляет на улице. Но и здесь никак не обойтись без родителей. А мне как воспитателю и учителю приходится в тактичной форме направлять их усилия по пути правильного воспитания, чтобы не стали наши дети только потребителями.

К концу второго полугодия я рассказываю на собраниях не только об успехах в учебе, но и о тех шагах, которые сделал ученик на пути к тому, чтобы стать воспитанным человеком, о том, как он выполняет Правила для учащихся. А у родителей спрашиваю: «А каковы ваши успехи? Кто из вас приучал ребенка каждое утро делать зарядку? Не опаздывать в школу? Уверены ли вы, что и в ваше отсутствие ребенок садится за уроки вовремя? Привык ли он заполнять свободное время интересными делами»? Приходим к выводу, что эти требования справедливы, и надо терпеливо, изо дня в день, не раздражаясь, учить выполнять эти правила. Немедленных результатов ожидать не следует. По опыту знаю, что только к третьему классу я могу решиться на такой шаг как поездка в город, когда дети прочно освоили правила безопасности и поведения в транспорте, в театре, цирке и других общественных местах. Тогда уж точно буду знать, что ученики моего класса не станут бессмысленно хохотать, кричать, дергать друг друга за рукава куртки, словом, вгонять меня в краску. А на экскурсии в музее — уметь слушать и рассматривать, задавать вопросы, благодарить экскурсовода за интересный рассказ.

Правила для учащихся распределены по ступеням. Самая трудная и самая важная — первая: «Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке». Ох, как это трудно, как трудно и важно всякое начало! Но ведь отсюда, из этого возраста, перекидывается мостик к умениям и делам более серьезным.

В Правилах для учащихся всего девять пунктов, в них программа по поведению на четыре года. Не нужно забывать, что четкие формулировки основных обязанностей ученика позволяют нам, обоснованно оценивать поведение учащихся своего класса. Какая будет оценка, зависит и от родителей, от их участия в этом нелегком деле воспитания.

Правила для учащихся 1-4 классов

  • Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на занятия.
  • Участвуй в труде, делах своего класса, помогай товарищам лучше учиться и трудиться.
  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам и вещам товарищей. Оберегай растения и животных.
  • Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным.
  • Больше читай, занимайся в кружках.
  • Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время.
  • Примерно веди себя в школе, дома и на улице. Здоровайся с учителями, другими работниками школы, знакомыми и товарищами при встрече с ними. Уступай дорогу и место старшим. Соблюдай правила дорожного движения, правила безопасности во время прогулки, игры на улице.
  • Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах. Дружи с товарищами и заботься о малышах.
  • Выполняй требования учителей и дежурных учащихся.

Заповеди первоклассника

Писатель С. Соловейчик, известный многим учителям и родителям своими книгами о воспитании, в одной из них перечислил правила детского общежития. Следуя им, взрослые могут подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе. Попробуйте и вы.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили — дай, попытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
  • Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителями из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки добросовестно, и тогда отметки будут справедливые.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись! 

Об авторе: Ижбулатова Мухтарама Шагитовна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение Кузяшевская средняя общеобразовательная школа.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?