Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, в ХХ/ в. она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в раннем детстве. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться, если организм ослаблен болезнью и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время СМИ активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов, в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно добавить еще уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достичь определенного результата. Неоправданные надежды родителей, педагогов и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться, просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них начинаются проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и в первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы усидчивости на уроке, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников и младшего школьного возраста – наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.
Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…» (акад. Д.В. Колесов).
Поступление ребенка в школу – первая большая и серьезная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?
Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать на уроке. Стоя за конторкой и сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая.
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняют через 10 – 15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приемы:
- Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или предметные картинки размером не более 3 -5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той иной картинки.
- Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана). Желательно придать упражнения игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют желтый кленовый лист или бабочку и предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут «кружиться» по заданной траектории под порывом ветра.
- Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки». Показывают нарисованную фигуру человечка размером 1-2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движения сами.
Комплекс дыхательной гимнастики
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
(Провести несколько дыхательных упражнений)
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физминутки кому-нибудь из детей.
Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
Здоровье зависит во многом от жизненной позиции и усилий человека, способного регулировать свое состояние с учетом индивидуальных особенностей собственного организма. Для этого нужна мотивация формирования здоровья, знаний своего организма, способов совершенствования здоровья, а также освоение практических навыков его сохранения и укрепления, ведения здорового образа жизни.
В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс.
Использованная литература
- При подготовке статьи использовалась публикация Е.Н. Сысуевой "Здоровье и вредные привычки" в журнале "Начальная школа", 1, 2010 г.
Об авторе: Вельдяскина Галина Николаевна, воспитатель ГПД, Лямбирская СОШ № 2, Республики Мордовия, стаж 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.