Изучение деревьев в ДОУ: пример организации занятия по экологическому воспитанию
Учебный материал детям нужно давать поэтапно, опираясь на возраст ребенка, и закреплять (повторять) в разных видах деятельности. Так сказать, по шагам идти к намеченной цели. Ребенок не может запомнить все и сразу, как сейчас принято думать. Информации много, и мозг ребенка воспримет и оставит только ту информацию, которую посчитает интересной для себя, но это не значит, что он оставит нужную нам, учителям. Можно привести пример из телевизора — реклама. Одну и ту же шоколадку рекламируют постоянно, изменяя рекламу к праздникам и ориентируясь на время года. Само собой, дети знают мелодию и текст этой рекламы наизусть, потому как идет повторение и постоянное закрепление. Такая информация ребенку не нужна, но он ее запомнит лучше, нежели чем единичное и ничем в последующем не подкрепленное занятие, например, по теме «Деревья». Так, если ничем не подкреплять информацию, полученную на занятии, то ребенок запомнит лишь понравившееся ему. Например, запомнит, что листья клена большие и по строению похожи на ладонь, но не запомнит ничего про березу и рябину, потому что они его ничем не привлекли. Вы вспомните прекрасную программу Васильевой (которую сейчас принято считать устаревшей)? В ней каждая тема расписана поэтапно и так, что у детей есть время узнавать, запоминать и повторять материал из года в год, дополняя и раскрывая его. Но и тут есть одно «но»: зубрить одно и то же на занятиях скучно современным детям. Да и мне стандартные занятия не очень интересны — хочется внести что-то новое, более эффективное. Правда, сейчас существует множество программ обучения, по которым можно работать, но они слишком динамичные, слишком переполненные, на мой взгляд, и требуют доработок…
Поэтому я стала использовать проектную деятельность в своей работе. Предлагаю рассмотреть пример на основе экологии. Мой проект назывался «Чудо-дерево». Он проводился с детьми трех-четырех лет (вторая младшая группа), и срок его реализации составлял 8 месяцев. В рамках проекта было предусмотрено включение родителей в совместную работу с детьми, а целью — воспитание любви к природе. Реализуя данный проект, я собиралась добиться того, что у детей останется много ярких впечатлений и знаний о деревьях в разное время года. В рамках проекта мы использовали разные формы работы: беседы, наблюдения, дидактические игры, экскурсии в скверы и парки, чтение литературы по теме, сбор гербария и другие виды деятельности. Я провела подготовительную работу: подобрала игры, произведения по теме, придумала занятия, наблюдения, беседы, нашла красочные материалы.
Все собранное я разбила на блоки: осень, зима, весна. Мы рассматривали три дерева: березу, рябину и клен. Смотрели их сезонные изменения, особенности, значение в природе. И все это происходило через все виды деятельности: на ИЗО — это рисование, аппликация определенных деревьев, на математике — использование листочков этих деревьев в качестве наглядного и раздаточного материала; в беседе и чтении — использование произведений именно про березку, клен и рябину. Подключала родителей к работе. С родителями дети делали поделки, собирали гербарий. Мы закрепляли материал поэтапно и во всей деятельности были отголоски основного материала. Получалось, что дети не зубрят одно и то же на занятии по экологической деятельности, а применяют и повторяют свои знания на протяжении всего дня в разных видах деятельности, что эффективно и ненавязчиво способствует запоминанию нужной информации.
Результаты меня весьма порадовали. У детей появились знания о данных деревьях в разное время года, они стали различать деревья по листьям, плодам и коре, самоутвердились как личности: снялся внутренний зажим, пропала скованность; также у детей развилась фантазия, появилась спонтанность, эмоциональность и произошла активизация словарного запаса. Дети получали удовольствие от всего процесса обучения, что было видно по их блестящим глазкам, по множеству вопросов о материале. Малышам очень нравились коллективные работы. Как ни странно, даже некоторые родители вместе с детьми узнали много нового и интересного для себя.
Главная оценка состоялась следующей осенью, когда после летних каникул дети хорошо помнили материал, не затруднялись давать ответы — это и показало, что данная методика эффективна и дает результаты. Сейчас в своей работе я постоянно разрабатываю занятия-проекты по разным темам. Это не просто, но мне нравится находить новые подходы в работе, а, самое главное, это видеть реальный результат. Поэтому, уважаемые воспитатели, не бойтесь сложных и долгих путей, используйте данную методику! Ведь, как говорится, «Через тернии — к звездам!».
Об авторе: Игошина Елена Юрьевна, воспитатель детей компенсирующего вида, дефектолог. МДОУ 159, МДОУ 156 г. Саратов. Фото: Мария Коняхина, биржа фото ETXT.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.