Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой
Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной и творческой деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. С новым набором детей я решила провести эксперимент, использовать игру во всех видах деятельности.
Имея уже большой опыт педагогической работы – более 20 лет, я хорошо изучила психологические особенности младших школьников, особенности взаимоотношений в таком коллективе и значение участия их родителей в эмоциональном благополучии каждого ученика и жизни всего класса.
Самое главное в обучении – это не позволить страху ребёнка (а вдруг я что-то не пойму) блокировать мышление, память.
Для этого я разрешила детям приходить в школу с самой любимой игрушкой, которая до нужного мне момента сидела в ранце. Когда класс уставал я обыгрывала «гостя», который очень удивлялся, задавая вопрос: «А что вы тут делаете?» И тогда, подбадривая детей, мы повторяли правила правописания или математические вычисления. Гость-игрушка повторял с хором детей необходимую информацию, которая в весёлом смехе усваивалась и закреплялась. Так игра помогла усвоить новый материал без психических травм и особых напряжений.
Интеллект – это объём активной памяти, т. е. – это накопление знаний, которые можно использовать в разных сферах жизни. Для развития памяти я решила использовать методы сенсорного воздействия на все органы чувств: слуховая память, зрительная, тактильная.
Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, о культуре поведения.
Еженедельно провожу классные часы. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.
В результате целенаправленной работы по данной теме я достигла повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков.
Провожу один из уроков по ознакомлению детей с животным миром Краснодарского края, тема «Грызуны». Договариваюсь с одним из родителей которые могут принести от бабушки кролика и корм, подбираю игрушки сына: мышка, крыса, бурундук, белка. А из «закромов учительской кладовой» достаю орехи, жёлуди, колоски, семечки.
Такой урок надо проводить последним, чтобы не размыть ощущения у детей от увиденного и услышанного.
На последней перемене прошу всех выйти в вестибюль, сообщая таинственным голосом детям, что на уроке будет таинственный гость и у него такой тонкий и нежный слух, что он из-за шума может сбежать. Дети выходят, а мой стол превращается в «лесную полянку» при помощи куска зелёного ковролина, имитирующего траву и ветки.
Звенит звонок, дети настороженно входят в класс, рассаживаются. Включаю диск «Звуки природы» и под шум ручья, кукования кукушки, щебет птиц начинаю свой рассказ с демонстрацией игрушек. Затем предлагаю детям выбрать из предложенного ассортимента то, что в лесу могут есть зверьки. И тут «на полянку» выскакивает из клетки кролик с опущенными ушами. Призываю говорить шёпотом, разрешаю гладить, предлагаю угостить и наиболее смелому ребёнку взять кролика на руки, рассказываю об особенностях зайцев и кроликов и причин одомашнивания только кроликов.
После ухода живого объекта предлагаю детям нарисовать дома вместе с родителями любого грызуна и делаю выставку рисунков. На последующих уроках мы вспоминаем сказки и рассказы об этих животных, придумываем свои.
Так воздействие на разные органы чувств способствует развитию воображения, фантазии, развитию речи и интеллекта.
К теме урока «Рождение человека» меня подтолкнула следующая ситуация: у одного ученика (Пальчевского Ильи) мама беременна, мальчик стесняется этого, на хихиканье товарищей отвечает дракой, успеваемость снизилась. Вот я и поставила перед собой задачу – возвысить женщину-мать, обращаясь к конкретным чувствам каждого ребёнка, вызвать глубокое уважение к любой беременной женщине, дать возможность каждому почувствовать себя на месте ещё не родившегося малыша, закрепить знания о важности и нужности папы понятиями, соответствующими возрасту и достоинству. Подготовила наглядный материал: куклу-младенца, маленькую куколку в кульке с водой (в лоне матери), рисунок беременной женщины, жующей яблоко, сок от яблока по пуповине стекает к плоду.
На последний урок захожу в класс с плачущей куклой, говорю ребятам, что нашла в капусте, жду возражений, а их очень мало. Тогда рассказываю детям о цветущем весеннем саде, о солнце, пробуждающем это цветение, перехожу к людям, испытывающим приятные ощущения от солнечных лучей, об радости прикосновений друг другу людей, о восхищении друг другом, о человеческой красоте. Сравниваю бутоны на яблоне с такими же почками внутри у мамы, а любовь папы, его нежные слова и прикосновения – с солнечными лучами. От такой любви нежности проснулась мамина почка и стала расти в специальном аквариуме, как золотая рыбка внутри мамы. Рассказываю детям какие они уже тогда были озорники, как толкали маму и просили есть (подхожу почти к каждому ребёнку, прикасаюсь к нему, и рассказываю какую еду от мамы как будто-бы он просил, как просил маму постоять у окошка или посмотреть весёлый фильм. Это для того, чтобы снять нервное напряжение, смущение от такой деликатной темы. Показываю репродукции картин знаменитых художников.
Мы закрепляем понятие «Млекопитающиеся» и переходим к папиной силе, заботе, провожу параллель между людьми и собаками, волками, лисами. Расставив приоритеты и ценности, уточняю почему нельзя обижать девочек: не вырастут у них почки-клеточки для рождения детей, тогда жизнь на Земле вымрет, нельзя женщинам выполнять тяжёлую работу. Так что жизнь на Земле зависит целиком и полностью от мальчиков, от мужчин…
И пошли мои мальчишки домой преисполненные гордостью… А за Ильёй пришла мама, ей наперебой стали предлагать сесть, а Илье советовали взять у мамы сумку.
Через несколько дней мы организовали выставку семейных фотографий и смешных сюжетов из раннего детства учеников. Помощь родителей была неоценимая.
Такие уроки сплачивают детский коллектив, исключают предвзятое отношение некоторых родителей к работе учителя.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Для этого я на своих уроках даю нестандартные, может быть, даже завышенные для этого возраста знания, используя игру.
Решила я провести «День космонавтики» во втором классе. Родители учеников уже с радостью воспринимают такие начинания. Одни взялись изготовить из тёмно-синей клеёнки звёздное небо с планетами солнечной системы, другие – из пятилитровых канистр от воды, космический корабль «Марс», который привезёт марсианские яблоки. Все родители вместе с детьми принимали участие в выставке семейного рисунка «Я, Земля, я своих провожаю питомцев!»На уроке ИЗО дети красками рисовали свой космический корабль по воображению. На уроке труда мы делали первый космический спутник Земли. Пригласили одну из бабушек, которая помнила этот день 12 апреля 1961 года и могла об этом рассказать. Урок сопровождался презентациями. Я рассказывала детям о целях создания космической техники, о целях космических полётов. О поисках планеты, похожей на нашу Землю, о первом отряде космонавтов, об их тренировках. Потом. подражая интонации Левитина, провозгласила о запуске первого космического корабля «Восток». Тут вступила бабушка – очевидец тех событий с рассказом, затем ученик, подготовивший сообщение о Ю.А.Гагарине. И опять на экране космодром, Гагарин, идущий в скафандре к «Востоку», его знаменитое – «Поехали!» И голос Ольги Воронец: «Я, Земля, я своих провожаю питомцев…» Песня завораживает детей…»Космические корабли на старт!» - говорю я. Дети приклеивают свои корабли к звёздному небу. Затем обращаюсь к детям для уточнения : чей корабль полетел к какой планете, как планеты выглядят, какого они размера.
На нашем звёздном небе особенно выделен Марс – он сверкающе-красный. Таинственным голосом рассказываю древнегреческую легенду о Боге войны Марсе, о мечтах человечества попасть на эту планету. Включаю запись песни В.Трошина «И на Марсе будут яблони цвести». «Космический корабль» летает между рядами, каждому раздаются яблоки, а я заканчиваю урок словами: «Первый грузовой космический корабль «Марс» вернулся на Землю с плодами человеческого труда – яблоками. Следующий полёт ваш, 2 «А», набирайтесь знаний и умений! Космос ждёт Вас!» И звёздное небо, и космический корабль, и песни, и очевидец событий – всё это сюрпризные моменты. Выставка семейных рисунков на космическую тему вызвала здоровую конкуренцию в последующих классных выставках ручного труда, кулинарии, домашних заданий по развитию речи для всей семьи – это хорошая индивидуальная работа с детьми, которая учит работать с орфографическим словарём, расширять словарный запас.
Продолжить космический полёт» мы решили в третьем классе по многочисленным просьбам детей и родителей. Желание участвовать в организации урока было у родителей очень велико (все подобные уроки я делаю открытыми для всех желающих: и коллег, и родителей).
Один из родителей принёс тридцать летних десантных шлемов из седьмой десантной дивизии, другие сделали цветущую и одновременно плодоносящую яблоню, третья семья сделала из коробки «телевизор», из которого мама «диктор» будет вещать о новом полёте и его задачах. Я написала сценарий урока, где была отведена роль каждому ребёнку, а родители придумали к каждой роли костюм или атрибут.
Это был наш первый опыт коллективной театрализованной деятельности, где актёры – весь класс, а зрители – родители и коллеги.
Воспитание и обучение всегда строится на взаимном интересе. Используя сенсорику можно добиться больших результатов в развитии внимания, памяти, образного и логического мышления, прослеживая несложные причинно-следственные связи. Когда ученику интересно, он всецело доверяет учителю, если при этом давать положительную оценку даже за попытку ответа. Крохотный успех окрыляет, даёт желание стремиться к познанию и подняться на ступеньку выше. Даже ошибающемуся я стараюсь говорить «Ты почти прав, только ещё чуть-чуть подумай».
Чтобы завоевать доверие у детей и их родителей, я стараюсь проводить разнообразные уроки развивающего цикла: от большого взрыва и образования солнечной системы, образования Луны, возникновения преджизни… до строения человека. Все пособия и наглядный материал делаю сама. К урокам готовлюсь тщательно, много читаю. Такие уроки провожу по пятницам. Не запрещаю родителям присутствовать на уроках.
Для урока «Строение человека» вылепила скелет длиной 70 см из гипса, бинтов, зубы сделала из крупнозернистого риса, а внутренние органы и кожу из пластилина. Все желающие подержали в руках скелет, под моим руководством собрали последовательно внутренние органы. Отдельно вылепила из розового и чёрного пластилина лёгкие курильщика, сравнила со здоровыми розовыми. Рассказала, что происходит с лёгкими.
Такие уроки стимулируют познавательную активность детей, увеличивают количество одарённых, способных на инсайт-озарение – по разным предметам.
Но всё – таки, главным методом обучения младших школьников является игра – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра – средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышление, внимание, память. Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Игры должны обеспечить формирование учебной деятельности.
Большую помощь мне оказывают работники библиотеки, куда я вожу детей разных выпусков уже девятый год.
Для душевной гармонии посещаем музыкальную школу №1 им. Данини послушать классическую музыку.
Статистическая наука приводит следующие данные о человеческом обществе: гениев – 1 на 6 миллионов; талантов - 1 на 40 тысяч, одарённых - 1 на 500 человек. Процент очень большой. И мы, учителя, призваны открывать и развивать больше и больше таких личностей, детей «индиго», они так нужны нашей планете.
Крикунова Раиса Ароновна
Учитель начальных классов, МОУ СОШ №19 г. Новороссийска
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.