Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке. Порой во многих школах данная процедура бывает затруднительной – школа имеет один, два компьютера, а у учителя компьютера нет. Подготовка урока на школьном компьютере, при занятости учителя, весьма проблематична.
В городских школах дело обстоит лучше. Школы располагают компьютерными классами по 10 -15 компьютеров, мультимедийной техникой, интерактивными досками и т. д.. У многих учителей компьютер в личном пользовании. Вопрос в знании компьютера, мультимедийной платформы, соответствующих программ и … времени. За компьютером – учителя разных возрастов и компьютер рассчитывает на постоянное к нему внимание. Стоит неделю, две не «посидеть» за компьютером, теряется навык по созданию продукта для уроков. Приходиться пользоваться, ранее сделанными, записями или книгами. А если этого нет?... Начинается все сначала, с простого, а это потеря времени и пр. Тоже самое может происходить при составлении презентаций к уроку, где направления презентаций может быть разным.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Мне приходилось видеть не один десяток самых разных презентаций учителей. Было очень обидно за учителя, когда презентация сделана на весьма низком уровне. Порой, презентации напоминали красочные журналы, где тема была завуалирована яркими картинками, заставками, фотографиями и т. д.. Все это, порой, двигалось и «давило» на сопровождающий текст, фон слайда менялся от бледного, яркого к контрастному и темному. Шрифт порой был неудобочитаем или мелким.
Порой в презентациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что презентация не проверялась, а сразу же представлялась широкой аудиторией.
Многие, из читавших данный материал, могут заметить – это не существенно, главное, что проведена работа. Это напоминает позицию провинциала и дилетанта. Когда на сцену выходит ребенок и исполняет песню, а у него отсутствует и музыкальный слух, то многие говорят: - «Почему, ему поставили за исполнение три. Он же ребенок!» Тоже самое можно наблюдать и у взрослых. Если учитель сделал презентацию не на должном уровне, все ее приняли, значит и мне так можно.
Поймите, мы учителя и, аккуратность, грамотность – у нас должны быть заложены учебой, годами и опытом.
При создании презентаций существуют определенные правила, которые мы, составляющие презентацию, должны выполнять. Многие учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таких правил.
Титульный лист. На нем может располагаться: ф.и.о. учителя, направление презентации, предмет, название темы и т. д.
Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно присутствовать на последующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик ее видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. Направление, в данном случае, «Работа по дереву».
При разработке презентации многие учителя забыли о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас использовать диафильмы при разработке презентаций или подготовки к уроку можно с таким же успехом, как и ранее. Пример этому может служить презентация, подготовленная мной и апробированная на уроках по технологии в 6 классе. Название ее «Технология изготовления изделий в школьных мастерских». (Адрес, указывающий на расположение презентации).
Начиная с января 2008г. я, в Кирсановской средней школе – интернат, проводил семинарские занятия по мультимедийным технологиям в школе среди учительского и воспитательского персонала. Ниже приводится план данного семинара.
План.
В городских школах дело обстоит лучше. Школы располагают компьютерными классами по 10 -15 компьютеров, мультимедийной техникой, интерактивными досками и т. д.. У многих учителей компьютер в личном пользовании. Вопрос в знании компьютера, мультимедийной платформы, соответствующих программ и … времени. За компьютером – учителя разных возрастов и компьютер рассчитывает на постоянное к нему внимание. Стоит неделю, две не «посидеть» за компьютером, теряется навык по созданию продукта для уроков. Приходиться пользоваться, ранее сделанными, записями или книгами. А если этого нет?... Начинается все сначала, с простого, а это потеря времени и пр. Тоже самое может происходить при составлении презентаций к уроку, где направления презентаций может быть разным.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Мне приходилось видеть не один десяток самых разных презентаций учителей. Было очень обидно за учителя, когда презентация сделана на весьма низком уровне. Порой, презентации напоминали красочные журналы, где тема была завуалирована яркими картинками, заставками, фотографиями и т. д.. Все это, порой, двигалось и «давило» на сопровождающий текст, фон слайда менялся от бледного, яркого к контрастному и темному. Шрифт порой был неудобочитаем или мелким.
Порой в презентациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что презентация не проверялась, а сразу же представлялась широкой аудиторией.
Многие, из читавших данный материал, могут заметить – это не существенно, главное, что проведена работа. Это напоминает позицию провинциала и дилетанта. Когда на сцену выходит ребенок и исполняет песню, а у него отсутствует и музыкальный слух, то многие говорят: - «Почему, ему поставили за исполнение три. Он же ребенок!» Тоже самое можно наблюдать и у взрослых. Если учитель сделал презентацию не на должном уровне, все ее приняли, значит и мне так можно.
Поймите, мы учителя и, аккуратность, грамотность – у нас должны быть заложены учебой, годами и опытом.
При создании презентаций существуют определенные правила, которые мы, составляющие презентацию, должны выполнять. Многие учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таких правил.
Титульный лист. На нем может располагаться: ф.и.о. учителя, направление презентации, предмет, название темы и т. д.
Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно присутствовать на последующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик ее видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. Направление, в данном случае, «Работа по дереву».
При разработке презентации многие учителя забыли о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас использовать диафильмы при разработке презентаций или подготовки к уроку можно с таким же успехом, как и ранее. Пример этому может служить презентация, подготовленная мной и апробированная на уроках по технологии в 6 классе. Название ее «Технология изготовления изделий в школьных мастерских». (Адрес, указывающий на расположение презентации).
Начиная с января 2008г. я, в Кирсановской средней школе – интернат, проводил семинарские занятия по мультимедийным технологиям в школе среди учительского и воспитательского персонала. Ниже приводится план данного семинара.
План.
- Введение.
- Мультимедиа технологии в образовании.
- Использование мультимедиа технологий
- Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
- Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций
- Разработка сценария презентации
- Методы использования мультимедийных презентаций.
- Технические средства
- Программные средства
- Заключение.
Наряду с лекционными занятиями большое внимание было уделено практике по созданию презентаций для проведения уроков. Занятия проходили, как после окончания уроков, так и в каникулярное время. Многие, из педагогического персонала, не проходили подобных курсов, поэтому, знания, полученные на семинарских занятиях в школе, были успешно применены на уроках и внеклассных мероприятиях. Защитой своих работ стала презентация к уроку или внеклассному мероприятию, сделанная учителем и воспитателем.
Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с правильным определением. Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок? Многие считают что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Я хочу обратить внимание читателей на не вполне оправданный ажиотаж вокруг нового явления – мультимедиа. Кроме того качественный мультимедийный урок намного сложнее обычного. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.
Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.
Один из учителей – предметников высказал такую мысль: «Мультимедиа - это система, которая обеспечивает одновременное использование звука, графики, видео, текста. Но, если на уроке мы будем просматривать диафильм под музыку с магнитофона, это не будет мультимедиа».
Отсюда следует что, не любая презентация - мультимедиа, потому как мультимедиа система является интерактивной (диалоговой) по определению.
Предлагаемый на диске учителем обучающий курс будет мультимедийным в том случае, если есть возможность влиять на темп обучения, возможность повторного обращения, возвращения к изученному материалу, предполагается проверка знаний.
Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.
Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Это я проверил на себе. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.
Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Я считаю, что молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.
Итак, учителю необходимо освоить не только сами мультимедийные средства, но и методику их применения.
В школе – интернате я веду ИЗО, МХК и ТЕХНОЛОГИЮ. На всех этих уроках я активно использую мультимедийную технологию. Конечно, это отнимает уйму времени и, тем не менее: приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему предложил учитель. Я даже был участником областного конкурса «Урок XXI века», где показывал работу по ИЗО с применением компьютера.
Из всего мною сказанного можно сделать вывод:
С появлением возможности использовать мультимедиа на уроках, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы организации и проведения мультимедиа уроков. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы.
Об авторе: Патрин Анатолий Николаевич, учитель технологии Кирсановской средней школы – интерната.
Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с правильным определением. Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок? Многие считают что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Я хочу обратить внимание читателей на не вполне оправданный ажиотаж вокруг нового явления – мультимедиа. Кроме того качественный мультимедийный урок намного сложнее обычного. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.
Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.
Один из учителей – предметников высказал такую мысль: «Мультимедиа - это система, которая обеспечивает одновременное использование звука, графики, видео, текста. Но, если на уроке мы будем просматривать диафильм под музыку с магнитофона, это не будет мультимедиа».
Отсюда следует что, не любая презентация - мультимедиа, потому как мультимедиа система является интерактивной (диалоговой) по определению.
Предлагаемый на диске учителем обучающий курс будет мультимедийным в том случае, если есть возможность влиять на темп обучения, возможность повторного обращения, возвращения к изученному материалу, предполагается проверка знаний.
Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.
Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Это я проверил на себе. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.
Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Я считаю, что молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.
Итак, учителю необходимо освоить не только сами мультимедийные средства, но и методику их применения.
В школе – интернате я веду ИЗО, МХК и ТЕХНОЛОГИЮ. На всех этих уроках я активно использую мультимедийную технологию. Конечно, это отнимает уйму времени и, тем не менее: приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему предложил учитель. Я даже был участником областного конкурса «Урок XXI века», где показывал работу по ИЗО с применением компьютера.
Из всего мною сказанного можно сделать вывод:
С появлением возможности использовать мультимедиа на уроках, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы организации и проведения мультимедиа уроков. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы.
Об авторе: Патрин Анатолий Николаевич, учитель технологии Кирсановской средней школы – интерната.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: