Публичная порка или безоценочность общения с ребёнком – что выбираем мы?
- «Это ты хорошо сделал. Молодец!»
- «Ты плохо убрал свои игрушки».
- «Ты ответил на твёрдую тройку!»
- «Да уж, что-то у тебя сегодня игра не заладилась. Ты был явно не в ударе».
- «Ты неправильно посуду моешь!»
Мы выставляем и объявляем детям оценки постоянно. Мы оцениваем каждый их шаг. А безоценочность общения в режиме «взрослый - ребёнок» нам почти неведома.
А как мы оцениваем учеников в школе? Вот некоторые из наших учительских педагогических (или антипедагогических?) приёмов:
* Объявляем публично оценки за любые виды работа всем ученикам класса по списку: Абрамов – «два»; Борисов – «четыре»; Григорьев – «три» и т.п.
* После пофамильного оглашения списка оценок мы начинаем анализировать и комментировать полученные классом результаты. Мы отмечаем, кто лучше всех справился с работой. Мы не просто объявляем худшие результаты, мы начинаем при всём классе ругать и стыдить ребят, получивших плохие оценки.
Вы только подумайте, уважаемые взрослые, что испытывает ребёнок, когда учительница при всём классе отмечает его работу, как самую слабую; когда его при всех ругают и стыдят.
* Мы вывешиваем в классе или в коридоре списки учеников с выставленными возле каждой фамилии оценками. И даже если не обрушиваемся со своими комментариями на учеников с самыми слабыми результатами, то всё равно всем подошедшим к вывешенным нами спискам очевидно, кто справился с работой хуже всех.
Вы можете себе представить, уважаемые взрослые, что должен чувствовать ребёнок, когда «страшные списки», где против только его фамилии стоит «двойка», вывешены в классе на всеобщее обозрение, читай позор?!
* Мы на родительских собраниях анализируем успеваемость всех учеников класса, оглашая прилюдно, кто как учится. Мы перед всеми родителями даём свои комментарии и, чаще всего, совсем нелестные об успеваемости, или прилежании, или поведении их детей.
Что должны чувствовать родители, когда их в присутствии ещё 20-30 или даже более других взрослых людей отчитывают, стыдят и вообще отпускают негативные комментарии в отношении их ребёнка, а может быть, и в отношении эффективности их родительствования.
Как вы считаете, подобным образом можно обращаться и общаться с личностью растущего человека и его родителями? Если честно, проработав в разных российских учебных заведениях более 20 лет, я никогда даже не задумывалась о таких вещах. Ведь в наших школах такой стиль общения в режиме «взрослый- ребёнок» - это норма. Я и не представляла, как можно объявлять оценки целому классу ребят за проделанную работу – самостоятельную, контрольную или изложение с сочинением – по-другому. Впервые я задумалась над этим, оказавшись в учебных заведениях США и Канады. К моему большому удивлению и изумлению там, как оказалось, никто в классе оценки пофамильно не зачитывает и списки учащихся с проставленными напротив каждой фамилии отметками не вывешивает. А ещё на родительских собраниях там учителя не позволяют себе пофамильное перечисление самых слабых учащихся или какие-либо комментарии по поводу прилежания и поведения детей.
Как же всё это поставлено у них в их заморских странах? Когда на двери учебного кабинета или на доске объявлений, а в последнее время чаще всего на сайте учебного заведения вывешиваются оценки за какую-либо работу, выполненную студентами (студентами у них называют всех учащихся – и школ, и колледжей, и университетов), то в этих списках вместо фамилий вы увидите столбики цифр. Каждое длинное число – это закодированное имя студента. Списки эти выглядят весьма непривычно для нашего глаза. В них, как правило, две колонки. Первая – одни сплошные цифры, номера студентов, шифрующие имена. Вторая – либо оценки за работу, которые они проставляют первыми пятью буквами английского алфавита: A, B, C, D, F (А – отлично; F – не засчитано, незачёт); либо проценты, т.к. каждая работа может оцениваться в процентах. Если студентом получено более 51 %, то это – «pass», или зачёт, или работа засчитана. Правда, критерии могут варьироваться. Иногда преподаватель даёт студентам установку, что работа будет засчитана, если она выполнена не менее чем на 60% или даже 70%. Здесь вполне могут быть варианты в зависимости от изучаемого курса, трудности работы, а также её значения для итоговой оценки за весь курс. Но неизменным остаётся одно – чем выше твои проценты, тем лучше выполнена работа. Каждый студент имеет свой кодовый номер, состоящий из многих цифр. Напротив своего номера каждый студент увидит свою оценку.
Списки с закодированными в цифрах именами студентов придуманы для того, чтобы при вывешивании или оглашении оценок не нанести удар по личностной самооценке студентов школ и других учебных заведений. Если студент, вдруг получивший плохую оценку, увидит, что в списке своих одноклассников или однокурсников он – один из самых слабых и неуспевающих, то пусть об этом знает лишь самый нерадивый студент. К чему об этом знать всей общественности учебного заведения? Зачем личности кроме расстройства за плохо выполненную работу добавлять ещё и стресс «публичного позора»? Я намеренно взяла слова «публичный позор» в кавычки, т.к. в них вряд ли такое возможно. В Северной Америке у каждого студента, будь то школы, или университета, своя цель, свой стиль и своя скорость учения, и вовсе не обязательно быть отличником.
Так же и на родительских собраниях в школах. Общим собранием родителей обсуждаются и решаются проблемы и вопросы общего характера. И ни один учитель не будет зачитывать поимённо список класса с подробными комментариями, кто как учиться и как себя ведёт, и у кого из студентов какие личные проблемы и трудности. Нет. У них это организовано по-другому. После общего собрания, которое проводиться крайне редко, родители расходятся по кабинетам разных учителей, работающих с их детьми, и обсуждают всё необходимое индивидуально. Причём вовсе не обязательно встречаться со всеми учителями ребёнка индивидуально. У родителей есть право выбора, с кем из учителей они считают нужным встретиться. Только время встречи надо назначить заранее, иначе ваш разговор с учителем может не состояться. Кстати сказать, родители могут вообще не ходить на родительские собрания, это их право и их выбор, и никто их за это ругать не будет, а вызывать в школу тем более.
То есть система родительских собраний такова: скажем, по всей школе общее собрание родителей по всем классам проходит с 6 до 7 часов. А потом начинаются индивидуальные встречи учителей с отдельными семьями. И у каждого учителя есть точное расписание этих встреч. Например, в 7 часов он встречается с одной мамой; в 7-30 – с другой; в 8-00 – учитель беседует с третьей семьёй и т.д. На беседу с одной семьёй часто бывает отведено 15 минут. Родителям предоставляют список учителей и кабинетов, где их можно найти, а также точное время встречи с учителем. Таким образом, проблемы или неуспехи ребёнка с каждым конкретным учебным предметом будут обсуждаться учителем с родителями ребёнка индивидуально, с глазу на глаз и без присутствия каких бы то ни было третьих лиц. Если родители не успеют обойти всех учителей, с которыми хотели бы встретиться в день родительского собрания, или захотят встретиться с каким-то учителем ещё раз в какой-то другой день, то через школьный головной офис можно назначить встречи с учителями в другие дни.
У таких индивидуальных встреч родителей с учителем или учителями есть ещё одна особенность. Учитель Северной Америки имеет установку, критикуя что-то или высказывая что-то негативное в адрес ребёнка, непременно отметить и что-то позитивное, какие-либо успехи своего ученика. Такое уж у заморских педагогов правило их учительского этикета: если учитель отмечает в разговоре с родителями школьника три отрицательных момента, то он должен тут же упомянуть не менее трёх позитивных моментов, непременно отметив успехи и достижения этого ребёнка. Если учитель этого не делает, то вполне может прослыть непрофессионалом своего дела.
Такие правила придуманы для того, чтобы ни взрослые, ни дети не получили невзначай удар по своей личностной самооценке. Ведь родителям, наверное, невыносимо слышать только о проблемах, неуспехах, оплошностях и ошибках своего ребёнка. А каково будет ребёнку, если его родители, придя домой со школьного родительского собрания, сообщат собственному чаду, что учитель говорил о нём только плохо, не отметив никаких успехов и достоинств ребёнка?! Такие удары по личности и личностной самооценке человека считаются в Северной Америке недопустимыми.
Почти философская рассуждалка: Если у ребёнка в данный момент нет успехов и достижений, то, скорее всего, вокруг него находятся нерадивые и не талантливые взрослые, которые не сумели для ребёнка создать ситуацию успеха и не смогли понять его индивидуальный стиль учения, учитывая индивидуальные склонности и опираясь на сильные стороны растущей личности.
В университетах каждому студенту тоже присваивается многозначный номер. Есть внутри университетская виртуальная программа (база данных), где отражена вся академическая история каждого студента, включая финальные оценки за каждый предмет, а также общий бал за все предметы и все годы обучения. У каждого студента университета есть пароль, с помощью которого он может получить свой доступ к этой системе, чтобы быть постоянно в курсе собственной успеваемости, видеть там свои успехи и в соответствии с этим планировать свою дальнейшую академическую карьеру. Кроме него в его электронное «личное дело» никто войти не сможет. Но, каждого студента при поступлении в университет спрашивают, хочет ли он, чтобы информация о его успеваемости при необходимости разглашалась. Студент может выбрать двух людей, которым он позволяет допуск к такого рода информации о себе. Если он решит сделать это, то ему нужно будет заполнить специальную форму или бумагу о разрешении разглашения этой информации о своих учебных делах с точным указанием имён и фамилий, кому именно. Таким образом, данные об успеваемости каждого студента – это строго конфиденциальная информация, примерно как данные пациентов медицинских учреждений.
Опрос по-английскому в российских школах.
Сейчас основная цель изучения иностранного языка – развитие личности учащегося, способного участвовать в коммуникации на иностранном языке. А что делаем мы, учителя иностранных языков? Мы продолжаем по старинке давать учащимся составленные нами «топики», считать сказанные предложения и записывать ошибки, когда наши дети говорят на иностранном языке, тем самым сразу морально и психологически парализуя ребёнка.
*Вы этого уже давно не делаете? Слава богу! Значит ещё не всё потеряно.
Представьте себе ситуацию: три строгих неулыбчивых дамы сразу же открывают свои блокноты, как только вы начинаете говорить на английском языке, и скрупулёзно фиксируют все ваши промахи и ошибки. Они всё строчат и строчат что-то в своих блокнотах, лишь изредка поднимая на вас глаза, а вы всё говорите и говорите на английском языке. Много ли вы наговорите, интересно знать? А ведь нужна коммуникация, т.е. общение. Так давайте общаться на иностранных языках с нашими детьми и улыбаться им при этом, а не записывать за ними ошибки. А потом экзаменаторы разбирают с экзаменуемым прилюдно каждую допущенную ошибку с последующим объявлением полученных всеми оценок и анализом, кто на опросе отвечал лучше, а кто хуже, сопровождаемым собственными комментариями. И при этом мы хотим, чтобы наши ученики свободно говорили на языке?!
Такая вот безоценочность общения взрослых с детьми и молодыми людьми с использованием технологий, оберегающих личностную самооценку растущего человека, да и уже выросшего, кстати сказать, тоже у НИХ. И постоянная оценочность общения взрослых с детьми у НАС. Да уж, есть над чем задуматься нам, взрослым россиянам.
Призыв к взрослым: Общайтесь с детьми безоценочно. Обращайтесь с личностной самооценкой ребёнка любого возраста осторожно!
Некоторые принципы обучения растущей личности в школе.
Во-первых, перед учителем – ЛИЧНОСТЬ. А ещё в Северной Америке прогресс школьника меряется не в сравнении его успехов с другими школьниками в классе или даже в школе. По тому, насколько учащийся вырос относительно своих собственных результатов прошлого года. Например: «Какой ты молодец, в прошлом году ты при пересказа иностранного текста говорил только 5 предложений, а в этом учебном году уже 15». Или так: «Раньше ты диктанты писал с 10 ошибками и даже более, а сейчас в твоих работах ошибок не более трёх. Отлично!» А можно и так: «Ты двадцать примеров решил безошибочно и лишь в двух примерах есть ошибки. Раньше ты столько примеров без единой ошибки не решал. Прогресс налицо!»
Успеваемость школьников не измеряется по общей успеваемости всего класса, а по личной успеваемости каждого школьника относительно самого себя. Каков прогресс каждого школьника в течение одного учебного года? У каждого растущего человека будет своя скорость учения и свой прогресс. А сравнивать одного учащегося (любого учебного заведения) с другим или другими считается некорректно, неуважительно к личности человека и неэтично. Хотя так, впрочем, педагоги на североамериканском континенте и не поступают. Может быть, они просто не догадываются, что такое возможно?
Книги Алины Сергеевны Бикеевой:
* А. С. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
* А. С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
* А. С. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
* А. С. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
* А. С. Бикеева Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
Статья «О вреде публичных порок» опубликована в журнале «Первоклассные родители»
http://1roditeli.ru/ * №6, 2011 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.