Харитонова Ирина Викторовна, 05.11.2013 1

Компетентностно-ориентированный подход в преподавании физики


Реалии современной жизни и темпы научно-технического прогресса таковы, что знания, полученные выпускниками во время обучения в школе начинают «устаревать» очень быстро, для того, чтобы быть востребованным специалистом надо все время заниматься самообразованием, уметь применять полученные знания на практике. Поэтому задача учителя в современной школе не только дать определенный объем знаний ученику, но и научить его самостоятельно, активно действовать, приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, пользоваться информацией.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в школьное обучение

Одним из главных условий повышения качества образования является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Как уже было отмечено многими авторами, образовательная компетенция предполагает не столько усвоение учащимися отдельных знаний и умений, сколько овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

На уроках физики преподавание должно строиться таким образом, чтобы учащиеся могли не только воспроизводить полученный ими материал, но и уметь решать нестандартные, творческие задания, требующие более глубокого, осмысленного применения полученных знаний на практике, самостоятельно находить нужную информацию из имеющихся источников, давать оценку своей деятельности. Одним из вариантов таких заданий может стать интерактивный тест по физике.

Для решения поставленных задач использую на уроках компетентностно- ориентированные задания (КОЗ).

КОЗ по физике

Пример такого задания.

Тема «Диффузия», 7 класс.

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

Задачная формулировка: экспериментально найти зависимость скорости диффузии от температуры.

Источник информации:

Описание выполнения домашнего задания:

  1. Налить в первый стакан 200 мл воды из холодного крана, во второй 200 мл воды из горячего крана.
  2. Измерить температуру воды в каждом стакане.
  3. Опустить в них по одинаковому количеству марганцово-кислого калия.
  4. Отметить время начала эксперимента.
  5. Определите путем неоднократных измерений, через какое время марганец полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
  6. Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.


Бланк выполнения задания:

Отчет об экспериментальной работе № ___
Я хочу знать ______________________________________________________________________________________________________________________
Я об этом уже знаю
______________________________________________________________________________________________________________________
Предлагаю сделать (идея) ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Необходимые приборы и материалы ___________________________________________________________
___________________________________________________________
План моих действий
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
г) ___________________________________________________________
6. Схематическое изображение смешивание молекул в обоих случаях.

7. Таблица результатов эксперимента
№ п/п Начальная температура Время эксперимента.
1.
2.

8. Делаю выводы ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
9. Объясняю результаты ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Анализирую результаты.
___________________________________________________________
_________________________________________________________________

Критерии оценки выполненного задания:
Правильно оформленный письменный отчет – 10 баллов (по 1 баллу за каждый пункт в отчете).

Оценочная шкала:

«неудовлетворительно» до 5 баллов;
«удовлетворительно» от 5 до 6 баллов;
«хорошо» от 7 до 8 баллов;
«отлично» от 9 до 10 баллов.

Литература.
1. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина. Физика. 7 класс. Книга для учителя. –Москва: Просвещение,2009г.- 128 с.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. -2004. -№5. - С. 3-12.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003.- № 2.- С. 58-64.
4.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
5.Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001
6. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике.-Москва:Владос,2007.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 safsergey4285 • 18:24, 15.05.2014
Структура задания вполне доступна и само задание предполагает доступное выполнение.
[Материал]