Татьяна Викторовна Слуцкая, 10.04.2014 1

Толерантность в семейных отношениях


Сегодня семья выполняет не только традиционные функции, связанные с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, но и играет большую роль надежной психологической защиты с целью выживания человека в трудных и стремительно меняющихся условиях современного социума.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском государстве, в настоящее время в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых социально-экономических условиях. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.

С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно ставит на первое место семейные конфликты, которые не только разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Прочная, благополучная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное влияние среды на ребенка.

Одной из составляющих толерантных отношений в семье можно выделить активное взаимодействие между ее членами на основе взаимного уважения, понимания и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, когда они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов, интересов и ценностей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтных ситуаций. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.

Существует еще одна характеристика во взаимоотношениях детей и родителей — это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления личности ребенка.

Рассмотрев две характеристики во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые часто не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и родителей предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка.

Еще одной характеристикой толерантности в семье можно рассматривать совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи. Каждый родитель желает видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в объективной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не затронули проблемы асоциального поведения.

Семья — институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, образовательные учреждения имеют большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка — это две основные детерминанты социального становления человека. Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Поэтому, на наш взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не поддерживают педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с окружающими, в ней он учится общению, осваивает приемы коммуникации, учится умению слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам, близким. В освоении опыта толерантного поведения большое влияние имеет личный пример родителей. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, характер взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить совместно с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения, организовывать совместное обсуждение существующих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, вероисповеданию. Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Педагогам с учащимися необходимо строить взаимодействие на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работу по формированию толерантности в семье педагоги должны строить с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям ребенка продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит союзников.

Формированию толерантных взаимоотношений в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация выставок совместного творчества детей и родителей, туристические походы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности. Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный пример гуманного взаимодействия с семьей. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Список литературы:

  1. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.
  2. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004.
  3. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2001.
  4. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
  5. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128 с.
  6. Щеколдина С. Д.. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
"...задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям ребенка продолжить линию воспитания, начатую в школе..." Так родители должны продолжать школьное воспитание или педагоги воспитание родителей? Какое именно школьное воспитание нужно продолжать дома? В каких направлениях?
[Материал]