Воспитание толерантности как один из путей создания благоприятной психологической среды
МОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей детский дом "Семья",
воспитатель I квалификационной категории
«Я, ты, он, она – вместе – дружная семья, в слове «мы» сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных, грустных и веселых», которые несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс», «семья (группа) детского дома.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость… Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость…
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.
Не является исключением и детский дом. Следует отметить, что предметом нетерпимости в детском доме может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Одной из наиболее частых обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в семье (группе), в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Все это наталкивает на необходимость проведения специальной воспитательной работы по формированию толерантности в детской среде.
Поскольку воспитанники детского дома развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- В условиях интернатного учреждения, семья заменена учреждением;
- В условиях «социального сиротства»;
- В ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- В условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые отрицательно сказываются на создании благоприятной толерантной среды. К ним относятся следующие:
- У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- Односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
- Поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви;
- Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
- «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать…»;
- Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
- Инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Поэтому задача воспитателя детского дома в своей повседневной воспитательной деятельности должным образом уделять внимание воспитанию толерантности, обучать детей корректно общаться не только друг с другом, но и с окружающими людьми, проявляющими о них особую заботу и внимание.
Хочу отметить, чтобы воспитывать толерантность других, надо самому, в первую очередь педагогу, быть примером толерантности.
Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!
Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений.
Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.
Гораздо сложнее помочь ребятам понять внедетдомовскую и внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его идолов, привязанностей, представлений и динамики развития каждого ребенка. Ведь улавливая новое, легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.
Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его питомцев. Здесь важна его способность «предъявлять» себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в группу, но человечески – своими эмоциями, иронией, пониманием. Важно «сравняться» с ребятами на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность воспитанников.
Что касается толерантности как проблемы воспитания в учреждении интернатного типа, то понимая толерантность как одно из проявлений отношений ребенка к окружающим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставит его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
Опыт толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности.
Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе и ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у детей детского дома, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать (а то и терпеть!), скажем, режим детского дома, школьные порядки, воспитателя, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе или в семье (группе)…
К встрече с трудным можно и нужно заранее – готовить и помогать, когда оно возникло, в его правильном восприятии, в со-существовании с этим трудным. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует толерантности. Эффективными педагогическими средствами здесь выступает информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, семьи (группы).
В связи с последним отмечу организуемую мною рефлексию таких решений на вечерних семейных «Огоньках». Она обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного (хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности в ценностно и морально значимых границах.
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Вечерний «огонек» не просто традиция семьи (группы), а важнейший компонент самоуправления ребят. Провожу его в конце дня, в игровой комнате при свече.
Цель «огонька» - выяснить, как прожит день – маленькая жизнь, что удалось, а что нет.
Главное не превратить «Огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учить ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, не обижая других, по делу, требовательно, но уважительно. Тихо и в тоже время, чтобы все слышали, и о самом важном. Не навязывать ребятам свое мнение. Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, необходимо пускать некий священный предмет (талисман, тотем, волшебная палочка, плюшевый друг и т.д. – должны, заранее продуманы воспитателем, легенда, история появления, особенности священного предмета) по кругу. У кого он в руках, тот и говорит.
Самые важные вопросы «огонька»: что хорошего принес этот день тебе и твоим друзьям? Что мешало? Что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жили и работали? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? Как будем жить завтра, что делать?
Условия, необходимые для проведения огонька:
1) Участники удобно устроены в кругу;
2) Наличие живого огня (обычно в центре круга);
3) Огонек готовится и проводится воспитателем или старшим воспитанником семьи (группы) обычно вечером;
4) Необходимый эмоциональный настрой;
5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией;
6) Поддержание доброй атмосферы. Нужно избегать повышенного тона;
7) Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников
8) Возможно наличие своих традиций огонька.
Существуют некоторые основные формы «огонька»:
- «огонек» - знакомство (когда поступает новый воспитанник);
- «огонек» орг. периода;
- «огонек» основного периода (тематические «огоньки»);
- «огонек» заключительного периода (в конце учебного года);
- «огонек»- прощание (выпуск из детского дома).
1- «огонек» - знакомство:
На «огоньке»-знакомства происходит «знакомство» со священным предметом, его легендой, правилами обращения с ним:
- говорит тот, у кого он в руках;
-передается по кругу из рук в руки.
Вводятся определенные традиции, оговариваются правила поведения, на «огоньке»:
- «огонек» должен начинать и заканчивать воспитатель;
- говорить спокойно, в полголоса;
- никогда не переходить круг;
- критиковать действия, а не человека;
- начинать и завершать «огонек» определенным ритуалом
- и т.д.
2 - «огоньки организационного периода
ориентированы на сплочение детского коллектива. Следует работать «на позитив». Обсуждать и утверждать законы, предложенные детьми, создавать свое «тайное общество».
3 – на «огоньках» основного периода (тематические «огоньки»);
происходит анализ дела, обсуждение семейного времени, анализ дня:
- что понравилось, что не очень;
- что необходимо сделать завтра, чтобы было лучше.
Тематические «огоньки» помогают воспитателю вовремя определить и попытаться разрешить проблему, а также настроить ребят на нужный, позитивный лад. Если в семье (группе) назревает конфликтная ситуация, ребенок скучает или одинок, влюблен или огорчен – лучшим помощником будет тематический «огонек». Начинать его можно с красивой песни, стихотворения или легенды, в которой прослеживается глубокий смысл. По ее завершении не стоит самому раскрывать ее смысл, оставить это лучше детям, пусть расскажут, что для них показалось главным, к какому выводу они пришли.
Очень большое впечатление производит наглядность.
Например, если рассказываете легенду об «Одинокой звезде» каждому ребенку можно подарить ее символ. Заранее заготовленные звезды из картона, глины, подручного материала (оригинально смотрится разрезанное яблоко – разрезанная сердцевина имеет форму звезды) или интересно оформить семейное место.
4 - «огонек» заключительного периода:
«Огоньки» этого периода подготавливает ребят к прощанию. Анализируя прошедший день можно использовать различные виды диагностики: «Шарики», «Домики», «Подарки», «Сегодня Я…» и др.
Например «Шарики». Высказываясь, каждый ребенок дарит всем воображаемые шарики:
красный – ты вел себя сегодня хорошо, мне было приятно с тобой общаться;
синий – ты вел себя сегодня плохо, мне с тобой было не очень приятно общаться;
зеленый – ты вел себя сегодня не очень хорошо, но я думаю, что ты завтра исправишься.
5 - «огонек»- прощание:
должен запомниться. Анализировать прошедший год, говорить о том, каких результатов достигли, к чему стремились, и к чему пришли. Необходимо похвалить ребят. В завершении проводится прощальный ритуал, можно подарить ребятам заранее подготовленные сувениры на память.
В проведении «огоньков» могут помочь легенды:
- Легенда о костре;
- Легенда о песне;
- Легенда о гитаре;
- Легенда о правой поднятой руке;
- Легенда о творце и маленьком человеке;
- Легенда к свечке-знакомству;
- «Сокровища Золотого Эльдорадо».
А также в своей педагогической практике я использую разнообразные формы работы по воспитанию толерантности в индивидуальных беседах с детьми, воспитательских часах, которые проводятся ежедневно. Некоторые из них служат материалом для организации групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции воспитателя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.
Из педагогической практики выделю три группы приемов воспитания толерантности
1. Первая группа связана с организацией деятельности детей в семье (группе).
- Прием «Эстафета»;
- Прием «Взаимопомощь»;
- Прием «Акцент на лучшее»;
- Прием «Ломка стереотипов»;
- Прием «Истории про себя»;
- Прием «Общаться по правилам»;
- Прием «Общее мнение».
2. Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога с ребенком, способствующий формированию отношения воспитанника к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
- Прием «Ролевая маска»;
- Прием «Прогнозирование ситуации»;
- Прием «Импровизация на свободную тему»;
- Прием «Встречные вопросы».
3. Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов, коллективное творческое дело и т.д.
- Прием «Сочини конец истории»;
- Прием «Любимые книги товарища»;
- Прием «Добрые слова»;
- Прием «Киностудия»;
- Прием «Творчество на заданную тему».
Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и полноценно развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга, а значит, проявляют толерантность.
Работа в группе, а именно коллективное творчество детей, дает высокую степень сплочения коллектива, а значит, воспитывает терпимость – толерантность.
Коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу.
Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.
Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.
КТД, которым я владею это «Мир бумажной пластики», в которую входит занятие оригами, аппликация, квиллинг.
Оригами это одна из техник бумажной пластики. Каждый ребенок пробует свои силы в этом увлекательном занятии складывания из квадратного листа бумаги различных фигур и моделей. Занятие оригами приносит радость и удивление. Творческий процесс в оригами недолог. За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда. Воздействие занятий оригами на формирование ценностных качеств детской личности огромно. Благодаря оригами у детей развиваются такие качества, как аккуратность, усидчивость, внимательность, чувство прекрасного, хороший вкус.
Аппликация – одно из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие. На занятиях аппликацией дети осваивают целый ряд графических навыков, учатся анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п. Развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Квиллинг - бумажная филигрань или бумагокручение - искусство украшения витиеватыми кружками и завитками творческих работ. Принцип выполнения изделий методом квиллинга заключается в закручивании серпантином полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Дети с удовольствием выполняют объемные композиции для украшения интерьера, создают прекрасные подарки друзьям и близким. Благодаря выполненному завитку каждого ребенка и складывается единая коллективная творческая работа.
Результаты моей работы это участие в различных конкурсах: «Радуга», «Дорога к Храму», Фестивали для детей с ограниченными возможностями «Дорогой добра», «Будущее для всех» и др.
Технология КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность. Здесь есть дело каждому. Даже самому тихому. Уходят комплексы.
Таким образом, использование технологий КТД позволяет не только вести работу над формированием дружного коллектива, но и дает возможность формировать толерантность, развивать ее и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.
Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.
А еще личный опыт моей работы убеждает, что введение в учебно-воспитательный процесс разнообразных мероприятий, посвященных изучению культуры других национальностей, имеет большое воспитательное значение: помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в учебную и воспитательную деятельность и оказывает положительное влияние на отношения детей к культуре своего и других народов.
Вы можете купить книги по данной теме через Интернет-магазин
OZON.ru: Толерантность в общеобразовательной школе | Л. Г. Федоренко |
OZON.ru: Психодиагностика толерантности личности |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.