Формирование толерантности у младших школьников средствами литературной эмпатии
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: «Люблю».
Ольга Ивановна Скороходова
Полагаю, что формировать толерантность у младших школьников необходимо через воспитание позитивного эмоционально-ценностного к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств. Какие технологии оптимальны? Конечно, проблемно-диалогические, модульные (движение по схеме: всеобщее; общее; единичное), ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Широкое использование примеров детской художественной литературы насытит занятия мировоззренческими смыслами: «Что случилось с крокодилом?» М. Москвиной, «Сказка о слоненке» Р. Киплинга (перевод К. Чуковского), «Теремок», «Голубой щенок» Ю. Энтина, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и многие другие Колоссальный результат приносит система занятий «Научись радоваться чужим успехам». Ведь не секрет, как дети относятся к чужим успехам и внешним достоинствам своих друзей, одноклассников. Задача учителя состоит в том, чтобы объяснить маленькому человеку, что кроме положительных эмоций — любви, радости, просто хорошего настроения — мы испытываем и отрицательные: злость, гнев, зависть. Главное — то, как мы умеем с ними справляться! И рано или поздно дети поймут: лучшее лекарство от зависти — это научиться радоваться чужим успехам. Предложите ребятам способы избавления от зависти, например, превращение ее в рисунок или расслабление, думая, например, о красоте природы.
Воспитывая милосердное отношение к людям-инвалидам, главной целью считаю формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы. Представить себя на месте незрячего или глухого, выбрать из перечня в задании то эмоциональное состояние, которое ты испытал бы на месте этого человека, проанализировать ситуацию и сделать вывод — действенные этапы при работе с детьми. А ведь подобные упражнения можно включать не только во внеклассные занятия, но и на любом этапе любого урока.
К примеру, на уроках литературного чтения, посвященных формированию умения понимать мысли и чувства автора, настроение, интонацию, особенности употребления слов в стихотворениях, наряду с произведениями, включенными в учебник, «прочувствуйте» с детьми стихотворения замечательной поэтессы Ольги Ивановны Скороходовой, чья жизнь может стать для многих из нас уроком… Девочка Оля в пятилетнем возрасте в результате болезни лишилась зрения, слуха, а затем потеряла и речь. Воспитывалась в специальной школе-больнице, где ее учили жить без зрения и слуха. Расскажите детям, как благодаря огромной силе воли, постоянным занятиям, упорному труду Ольга Ивановна не только жила полноценной жизнью, но и стала известным ученым, писателем, поэтом. А ее книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» переведена на многие языки мира. Вчитываясь, вдумываясь в каждое слово из ее стихотворения «Думают иные» (отрывок из которого послужил эпиграфом моих рассуждений) дети еще раз убедятся как важно самому «соткать жизни красочный узор» и помочь это сделать другому человеку:
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
А на уроке русского языка в 3 классе: «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи» на этапе актуализации знаний органично вписывается работа, направленная на развитие умения находить слова данной части речи на примере отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» и работа, способствующая возникновению желания помогать нуждающимся людям (вторая, несомненно, важнее). Покажем этот фрагмент урока. Прочитайте текст: «Женя вдруг увидела чудесного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомиться». — Знакомы ли вам эти строки? Из какого произведения этот отрывок? Правильно, это отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В ней рассказывается о девочке Жене, которой старушка однажды подарила волшебный цветок «Цветик-семицветик». Он мог исполнить все, что Женя хотела. Девочка использовала шесть лепестков этого цветка на разные желания, и у нее остался последний лепесток, когда она встретила мальчика Витю. Что произошло потом? Как вы думаете, Женя проявила милосердное отношение к мальчику?
(Учитель рассказывает, что в нашей стране есть медицинские центры, учреждения для инвалидов. Им присылают гуманитарную помощь, приезжают навестить люди разных национальностей). — Как вы думаете, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? Наша задача состоит в том, чтобы сделать жизнь инвалидов легче и интереснее. Главное понять, что наша жалость им не нужна. Для них важнее спокойное, терпимое отношение к ним. В нашем крае по инициативе губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева организована благотворительная программа «Ради будущего — вместе поможем детям». Она действует с 15 сентября 2008 года. Логотипом программы является цветик-семицветик, каждый из лепестков которого означает различные направления оказания помощи. Собранные в рамках этой программы деньги помогли многим и многим детям. Вы видели, ребята, что урны для пожертвований есть во многих магазинах нашего города. Любой человек может помочь детям, которые очень ждут помощи!
— Сейчас я предлагаю вам вернуться к отрывку из произведения В. Катаева. Спишите первые два предложения и подчеркните волнистой линией имена прилагательные, которые вам встретятся. С какими словами связаны эти прилагательные?
Подобных примеров можно привести множество, но считаю, что речь нужно вести не только о сверстниках, детях, нуждающихся в понимании и помощи, но и о людях преклонного возраста. В наших силах, уважаемые коллеги, показать особенности жизнедеятельности пожилых людей, помочь детям осознать, что в любом возрасте можно получать удовольствие от жизни, формировать чувство эмпатии к престарелым людям и воспитывать заботливое отношение к ним. Многое можно узнать о человеке, если узнать, как он относится к старикам. Поразмышляйте с детьми над народной мудростью «хорошие дети — счастливая старость», над выражением «почтенный возраст».
В заключение хотелось бы сказать, что государство повернулось лицом к проблеме толерантности в обществе: создаются реабилитационные центры, улучшаются условия жизни инвалидов, к их судьбам привлекают внимание средства массовой информации, открываются психологические службы, но, согласитесь, роль учителя при работе в данном направлении трудно переоценить. Не допустить распространения в сознании ребенка равнодушия, цинизма, агрессивности, недостойного, неуважительного отношения к себе и друг другу, напряженности в межнациональных отношениях — задача учителя, одним из способов решения которой является формирование эмпатии к людям.
Об авторе: Корчагина Марина Анатольевна, учитель начальных классов, МОБУГ №2 г. Новокубанск, Краснодарский край.
Литература:
- Комплексный словарь русского языка /под ред. А.Н.тихонова.-М.: «Русский язык», 2001
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А.Соловьева, Е.И.Рогалева. М.: «ВАКО», 2008.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.