Наталия Владимировна Золотых,
10.02.2014 2
Толерантность — основа общения участников дидактического процесса
Необходимость перехода отношений между учителем и учеником с авторитарной позиции на демократическую вызвана поиском новых форм социальной организованности в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении сегодня весьма заметен. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет, в первую очередь, ученика субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом. Равноправие между учителем и учеником в плане личностного общения не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным, а, наоборот, признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.
Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий. Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать твои мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение на общение участников дидактического процесса, но, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости обоих субъектов образовательного процесса: в повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к "собственному мнению" ученика, а порой и откровенному и жесткому обесцениванию его мнения, унижению его "неправильных взглядов", в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу. Нередко это приводит к конфликтам учитель-ученик.
Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений "учитель-ученик", которая и является культурой человеческих взаимоотношений. Одной из основополагающих составляющих межличностных отношений является общение. Именно посредством словесного выражения мы воспитываем подрастающее поколение. Беседы и диспуты — это один из распространенных методов в практике межличностных взаимоотношений, который влияет на развитие высших эмоций, вырабатывает устойчивые нравственные и эстетические привычки и нормы поведения, способствует формированию таких нравственных качеств, как сознание долга, совесть, трудолюбие, дисциплинированность, гуманизм.
Мотивом к сотрудничеству между учителем и учеником служит совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является самореализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности. Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща людям в частности. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей о том, что "я выше и я умнее учеников" необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.
Педагогическое общение — это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально-комфортной и личностно-развивающей для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.). Также в основе успешного общения участников дидактического процесса лежат коммуникативные умения, заключающиеся в социальной перцепции ("чтение по лицу"), в понимании общих психофизических особенностей личности. Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.
Исходя из собственного опыта работы классным руководителем, стоит подчеркнуть, что одним из правильных путей нахождения "общего языка" с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Перед учащимися ставится определенная проблема, пути решения которой они находят, вступая друг с другом в дискуссии, споры, что в итоге приводит к истине. Роль наставника определяется в данном случае как направляющая, не навязывающая свое собственное мнение, а, наоборот, позволяющая участникам дидактического процесса сформировать свою собственную мировоззренческую позицию в сложившейся ситуации.
Одним из первых предпосылок к успешному общению участников коммуникативного процесса является формирование учителем основы демократизации — чувства "мы", введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной готовности к общению, передачу учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом. Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени "садовники, любовно выращивающие растения в саду (учеников), архитекторы, которые заботливо застраивают знаниями все уголки человеческого существа, скульпторы, тщательно обтесывающие и шлифующие умы и души детей, полководцы, энергично ведущие наступление против варварства и невежества". Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, "идущему в уровень с современным ходом воспитания" (К.Д. Ушинский).
Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий. Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать твои мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение на общение участников дидактического процесса, но, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости обоих субъектов образовательного процесса: в повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к "собственному мнению" ученика, а порой и откровенному и жесткому обесцениванию его мнения, унижению его "неправильных взглядов", в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу. Нередко это приводит к конфликтам учитель-ученик.
Это можно расценить как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности в практике воспитания подрастающего поколения и т.д. Но не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роль учителя и ученика в плане межличностного общения находится на одном уровне, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, придавая ему личностно-смысловую направленность — это дело всех участников дидактического процесса.
Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений "учитель-ученик", которая и является культурой человеческих взаимоотношений. Одной из основополагающих составляющих межличностных отношений является общение. Именно посредством словесного выражения мы воспитываем подрастающее поколение. Беседы и диспуты — это один из распространенных методов в практике межличностных взаимоотношений, который влияет на развитие высших эмоций, вырабатывает устойчивые нравственные и эстетические привычки и нормы поведения, способствует формированию таких нравственных качеств, как сознание долга, совесть, трудолюбие, дисциплинированность, гуманизм.
Мотивом к сотрудничеству между учителем и учеником служит совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является самореализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности. Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща людям в частности. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей о том, что "я выше и я умнее учеников" необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.
Педагогическое общение — это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально-комфортной и личностно-развивающей для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.). Также в основе успешного общения участников дидактического процесса лежат коммуникативные умения, заключающиеся в социальной перцепции ("чтение по лицу"), в понимании общих психофизических особенностей личности. Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.
Исходя из собственного опыта работы классным руководителем, стоит подчеркнуть, что одним из правильных путей нахождения "общего языка" с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Перед учащимися ставится определенная проблема, пути решения которой они находят, вступая друг с другом в дискуссии, споры, что в итоге приводит к истине. Роль наставника определяется в данном случае как направляющая, не навязывающая свое собственное мнение, а, наоборот, позволяющая участникам дидактического процесса сформировать свою собственную мировоззренческую позицию в сложившейся ситуации.
Одним из первых предпосылок к успешному общению участников коммуникативного процесса является формирование учителем основы демократизации — чувства "мы", введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной готовности к общению, передачу учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом. Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени "садовники, любовно выращивающие растения в саду (учеников), архитекторы, которые заботливо застраивают знаниями все уголки человеческого существа, скульпторы, тщательно обтесывающие и шлифующие умы и души детей, полководцы, энергично ведущие наступление против варварства и невежества". Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, "идущему в уровень с современным ходом воспитания" (К.Д. Ушинский).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: