Игра учителя "Я — Знайка, ты — Незнайка". Почему учителям так трудно признать свои ошибки?
Афоризм нашего времени: Пока учусь — надеюсь!
Не раз я наблюдала такую комичную ситуацию: речь заходит о какой-то книге или публикации и, не желая показать своих незнаний, своей неосведомлённости, учителя говорят: «Ах да, припоминаю. Что-то такое я читала. Но это не произвело на меня впечатления!» И это произносится с подтекстом: «Уж я-то знаю толк в литературе (педагогике, методике, искусстве и т.п.)».
Пожелание своим коллегам и себе самой: умейте знать знание и не знать незнание! По себе знаю, как это трудно.
А, между тем, многие учителя ничего не читают. Считаю, это для учителя делом чести — обязательно читать, ну хоть самую малость. Причём, не надо от корки до корки. Если некогда, можно книгу «сканировать», можно читать «по диагонали», но непременно читать, а следовательно, учиться.
Афоризм нашего времени: Учиться никогда не стыдно!
С ошибками у учителей тоже большие сложности. Часто учитель считает своё мнение единственно правильным. Допускаем ли мы, что наше мнение может быть ошибочным? Или мы — Знайки, и не можем ошибаться? Согласны ли мы с правом другого человека иметь своё собственное мнение, не совпадающее с нашим? Или наш тезис таков: «Есть два мнения: моё и неправильное»?
А уж с ошибками в речи или на письме, или в фактическом материале дела обстоят и вовсе «архисложно». Попробуйте сказать учителю, что он допустил ошибку или поправить его в чём-то. Нет, лучше не рисковать.
Да, очень трудно ошибаться ошибками! Ещё труднее признаваться признаниями в этом. Но разумнее всё-таки уметь это делать.
А ещё учителя — великие комментаторы
Надо признать, мы — большие любители комментировать всё подряд в действиях наших учеников. Ведь мы же — Знайки и, следовательно, знаем всё и про всех.
Ученик уронил ручку на пол. Комментарий учителя: «Ты так крутишься, что всё даже на пол летит». Ученик зевнул. Комментарий учителя: «Ну вот, смотришь телевизор до ночи, не высыпаешься, потом зеваешь на уроках». Ученица смотрится в зеркало. Комментарий учителя: «Всё любуешься собой, прихорашиваешься, потом с мальчиками заигрывать начнёшь». Здесь присутствует не только комментарий, но ещё и прогноз.
Мы ещё и большие «мастера» прогнозов
Не слишком ли часто мы комментируем комментарии и прогнозируем прогнозы?
Комментарии и прогнозы учителей зачастую нелепы, некорректны, да и просто оскорбительны. Произносятся они на многочисленную аудиторию слушателей с интонацией Знайки: «Уж я-то знаю, почему ты так поступаешь, и что потом из этого получится».
Кроме того, мы забываем о том, что наши комментарии могут запрограммировать ребёнка. Такое явление психологи называют НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Это — воздействие словесными формулами на психику человека и его дальнейшее поведение.
Вообще, нам, учителям, свойственно то, что психологи называют коммуникативной доминантностью. Говорим, обычно, больше и громче всех, считаем, что всё знаем и не терпим при этом никаких возражений.
Интересно наблюдать за учителями на семинаре, на лекции, на занятии, где они сами выступают в роли учеников. Выступать перед учителями всегда очень трудно. Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли. Причём демонстрировать всё это можно и молча — своим видом, мимикой и выражением лица.
Кстати сказать, дисциплина на учительской учёбе бывает настолько плохой (слушатели постоянно болтают, всё комментируют, обсуждают друг с другом и т.п.), что не просто затрудняет работу лектора, а даже иногда повергает его в шок. Но, если учителя на своей учёбе вдруг что-то не поняли, переспрашивают не всегда. Ведь страшно и стыдно показать своё незнание перед другими. Зато мы любим демонстрировать свои знания, делая это охотно, часто и самозабвенно.
Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли
Если же коллеги добиваются профессионального успеха (завоевали диплом, организовали особые профильные классы, открыли частную школу или их ученики стали победителями олимпиад и т.п.), то некоторые учителя говорят: «Подумаешь, ничего особенного в этом нет. И я могла бы, если захотела бы, но мне это совершенно неинтересно». Или так: «Ну, вот лезет, выставляется, как будто умнее других. Скромнее надо быть». Тут возможны варианты.
Коллеги! Неужели мы с вами завидуем?! Это же бессмысленно и вредно для здоровья. А критиковать можно, но только корректно и конструктивно.
Зато, мы очень любим замечать ошибки других. Иногда мы будто подлавливаем детей, опрашивая их. «А вот такой тебе вопросик подброшу, а вот такое задание дам. Ух-ты, справился! Так, что же ещё такое придумать, чтобы он понял, что ничего не знает, а я — знаю». С радостью мы бросаемся исправлять ошибки других, смакуя при этом свои знания.
За одну ошибку в российской школе принято ставить «хорошо», т.е. у нас ребёнок не имеет право на ошибку. И подобную же шкалу оценивания мы переносим на себя. Нам стыдно сделать ошибку, допустить оплошность самим, и мы не терпим этого у своих коллег. Нам неловко признаться в своих ошибках и показать собственные незнания.
И ещё одно. Нужно ли (можно ли) учителю сомневаться в своих действиях, поступках, словах? Или во всём, что он делает должна быть непоколебимая уверенность? Не знаю. Но, давайте вспомним русского гения Пушкина. Вы видели фотографии его черновиков и рукописей? Сколько зачёркиваний, исправлений, сомнений автора, сколько переделываний и правок!
Наверное, нам можно (нужно!) иногда сомневаться сомнениями, и не надо бояться боязни ошибок!
Так кто я? Знайка? Или просто человек, которому ничего человеческое… ну, дальше вы знаете. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — сказал великий мудрец. А что знаете вы?
По книге: Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.