Виктория Камаева, 22.05.2014 1

Растим личность вместе: опыт работы с родителями в центре дополнительного образования детей


Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в студии изобразительного искусства муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.

Опыт работы с родителями во «Дворце детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска

Работа с семьей осуществляется через непосредственное взаимодействие с родителями. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений:

  • социологического исследования семей и психолого-педагогических просвещение родителей
  • вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательный процесс,
  • привлечения к участию в управлении студией.

Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.

С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся студии, составляется банк данных. Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психолого-педагогической службой Дворца в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций воспитанников

Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы:

  • открытые уроки
  • праздники
  • помощь в оформлении и подготовке выставок детских работ
  • изготовлении раздаточного материала к занятиям
  • совместные экскурсии и поездки.
  • творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях.

Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность студии не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в студию не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.

Родители принимают активное участие в жизни студии. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.

Следует отметить, что родители студии изобразительного искусства мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей посещающих занятия и воспитательные мероприятия.

В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:

  • открытое учебное занятие с приглашением родителей воспитанников;
  • посещение выставок в местном краеведческом музее и выставочных залов, а также экскурсии в г. Нижний Новгород, г. Семёнов, г. Городец и т.д., где дети и родители знакомятся с современным искусством и народными промыслами родного края;
  • сотрудничество с психологической службой, цель которого помочь родителям узнают своего ребёнка;
  • тематические родительские собрания ;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • встречи родителей с руководителем и педагогами отдела;
  • коллективный просмотр выполненных работ после каждого занятия;
  • совместные чаепития, досуг родителей и детей;
  • совместные праздники и конкурсы «Посвящение в подмастерья», «Арбузник», «Улыбка мамы», «Веселый художник» и другие;
  • участие в работе семейного клуба «Домашний очаг» .

Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включённости в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Одним из самых эффективных способов укрепления педагогического сотрудничества с родителями являются традиционные мероприятия. К ним можно отнести конкурс весёлых художников для детей и их родителей «Каля-маля». Это всплеск творческой энергии, свободного общения детей и взрослых. Каждый год этот конкурс может иметь различную тематику: знакомство с творчеством знаменитого художника, с основными видами изобразительного искусства, с культурой какой-то страны. Это коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого участника, способствующее созданию благоприятного психологического климата в студии.

Для организации этого конкурса проводится большая подготовительная работа. Дети и родители вместе придумывают приветствия команде соперников и жюри. Рисуют эмблемы для своих команд. Подбирают загадки для болельщиков, занимаются оформлением помещения перед проведением мероприятия.

Задания конкурса — шуточные, чтобы не смущать тех, кто ещё не очень хорошо рисует. Данное мероприятие создает зону свободного общения всех студийцев, независимо от возраста и их родителей. Как положительный момент данного мероприятия является то, что в нем с удовольствием участвуют папы.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи, о которой так емко говорится в поэтических строках:

Семья – тепло, очаг и кров,
Семья – основа всех основ.
Здесь каждый счастлив, каждый рад,
В семье царят пусть мир и лад!

Об авторе: Камаева Виктория Игоревна, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 alena-sat • 19:31, 19.02.2015
Как хочется, чтобы у всех детей было место где их любят и ждут всегда
[Материал]