Что же такое игра?
Но в современной педагогической науке все такие сложилось несколько точек зрения, на определение понятия «игра»:
- игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс развлечения и отдыха*;
- игра — вид деятельности, в процессе которой через имитацию деятельности осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности*;
- игра — способ решать задачи обучения ребенка, давать ему представления*.
Игре, как и любой другой форме внеучебной деятельности, присущ ряд характерных черт: игра происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в процессе игры используются так называемые замещающие предметы; она нацелена на удовлетворение интереса учащихся и способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает ее необходимыми навыками.
Виды игр
- Функциональные — открывают свойства предметов и способы действия с ними.
- Конструктивные — позволяют осмыслить назначения предметов и их взаимодействие.
- Сюжетно-ролевые — предполагают коллективные отношения, рассказывают взаимоотношения между людьми.
- Игры по правилам — развивают умственно и физически.
Каждая игра должна включать в себя: цели, правила, ход, итоги и результаты. Необходимо отметить, что игра — это не только эффективная форма внеучебной работы, но и метод обучения, который должен присутствовать на уроках. Применение игровых форм на уроке и во внеурочное время делает любой предмет более понятным.
Рассуждая на тему игры, вспоминаются слова выдающегося психолога Л.С. Выгодского*: «Игра является величайшей школой социального опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становится в активное отношение к другим, нападать и защищаться, верить и помогать, рассчитывать наперед результаты своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка».
Таким образом, в последние десятилетие мировое педагогическое сообщество особое внимание уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения и воспитания нового тысячелетия. Эту модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но и мощное воздействие на эмоциональную сферу личности, вовлечение в атмосферу состоятельности и событийных коллизий. Нельзя не сказать о том, что игра является чуть ли не единственной моделью обучения, которая взывает у учащихся неподдельный интерес и желание проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения*.
Об авторе: Шкарин Денис Юрьевич, учитель истории и обществознания МКОУ "СОШ №1 городского округа - города Нововоронеж". Фото: Слепченков Александр.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.