Денис Шкарин, 05.01.2015 2

Игра как форма внеучебной деятельности. Виды игр


Как показывает педагогическая практика, одной из эффективных форм внеучебной деятельности является игра. Человеческая игра — явление многоплановое и таинственное: каждый считает себя знатоком игры, но даже выдающиеся философы, психологи не смогли дать такое определение игры, которое бы в полной мере раскрывало специфику этого вида деятельности.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Что же такое игра?

Но в современной педагогической науке все такие сложилось несколько точек зрения, на определение понятия «игра»:

  • игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс развлечения и отдыха*;
  • игра — вид деятельности, в процессе которой через имитацию деятельности осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности*;
  • игра — способ решать задачи обучения ребенка, давать ему представления*.

Игре, как и любой другой форме внеучебной деятельности, присущ ряд характерных черт: игра происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в процессе игры используются так называемые замещающие предметы; она нацелена на удовлетворение интереса учащихся и способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает ее необходимыми навыками.

Виды игр

  • Функциональные — открывают свойства предметов и способы действия с ними.
  • Конструктивные — позволяют осмыслить назначения предметов и их взаимодействие.
  • Сюжетно-ролевые — предполагают коллективные отношения, рассказывают взаимоотношения между людьми.
  • Игры по правилам — развивают умственно и физически.

Каждая игра должна включать в себя: цели, правила, ход, итоги и результаты. Необходимо отметить, что игра — это не только эффективная форма внеучебной работы, но и метод обучения, который должен присутствовать на уроках. Применение игровых форм на уроке и во внеурочное время делает любой предмет более понятным.

Рассуждая на тему игры, вспоминаются слова выдающегося психолога Л.С. Выгодского*: «Игра является величайшей школой социального опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становится в активное отношение к другим, нападать и защищаться, верить и помогать, рассчитывать наперед результаты своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка».

Таким образом, в последние десятилетие мировое педагогическое сообщество особое внимание уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения и воспитания нового тысячелетия. Эту модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но и мощное воздействие на эмоциональную сферу личности, вовлечение в атмосферу состоятельности и событийных коллизий. Нельзя не сказать о том, что игра является чуть ли не единственной моделью обучения, которая взывает у учащихся неподдельный интерес и желание проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения*. 

Об авторе: Шкарин Денис Юрьевич, учитель истории и обществознания МКОУ "СОШ №1 городского округа - города Нововоронеж". Фото: Слепченков Александр.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Валери5870 • 09:14, 17.01.2015
Игра самый лучший способ обучения детей. Через игру ребенок познает мир, предметы, модель общения. Игрой можно так же скорректировать некоторые психологические проблемы детей
[Материал]
avatar
1 Ileo • 23:18, 05.01.2015
Так все-таки Игра - это форма учебной (как в заголовке) или внеучебной (как в тексте) деятельности?
И о чем статья-то?
[Материал]