Исследовательская работа по английскому языку в 8 классе по теме "Одежда". Отчет учителя
Проектная технология, в свою очередь, может касаться различных типов деятельности. Наиболее сложной, но и наиболее продуктивной является исследовательская деятельность, так как она способна одновременно развивать личностные, метапредметные и предметные умения учащихся. Но возможно ли, опираясь на темы проектов, предлагаемых учебником, вовлечь учащихся в исследование? Конечно, материала одного только УМК будет недостаточно, но можно еще использовать Интернет и дополнительную литературу.
Я предложила такой проект учащимся 8 класса. В рамках УМК Кузовлева В.П. мы взяли тему «Одежда». Проект носил страноведческий характер и назывался «Национальная одежда — часть британской культуры».
Цели проектно-исследовательской работы "Одежда":
- Обучение самостоятельной работе с мультимедийными источниками информации с использованием ознакомительного и поискового видов чтения; анализу полученных сведений и умению использовать их для решения поставленных задач.
- Обучение ведению исследования: выдвижению гипотезы, проведение практических работ для доказательства гипотезы и формулировке выводов.
- Формирование логического мышления путем сравнения своих предположений с имеющимися фактами.
- Совершенствование навыков разговорной речи в монологическом высказывании.
- Формирование уважительного отношения к культуре Великобритании и создание условий для сопоставления ее культуры с культурой России.
Задачи:
- Учащиеся изучают литературу по теме «Национальная культура Великобритании и ее отражение в одежде», знакомятся с лексикой по этой теме на английском языке.
- Учащиеся изучают проблему отражения национального характера в одежде: самостоятельно изготавливают прототипы костюмов и анализируют свой опыт, сравнивая его с имеющимися данными.
- Учащиеся создают монологическое высказывание по теме «Мой опыт изготовления костюма».
- Учащиеся фиксируют свою работу в форме презентации и доклада.
- Учащиеся учатся самостоятельно использовать мультимедийные источники информации.
- Учитель создает условия для формирования регулятивных навыков: сравнение своего опыта и гипотезы, формулировка вывода.
Данный проект относится к категории исследовательских работ. Его реализация осуществлялась по этапам:
- Определение темы.
- Формулировка проблемы. Выдвижение гипотезы.
- Знакомство с информацией по проблеме и ее анализ.
- Распределение обязанностей. Осуществление практической деятельности с целью исследования проблемы: создание костюмов для куклы, их изготовление и рефлексия (какие цвета доминируют, сложность модели, формулировка предположения каким характером может обладать собственник такой одежды).
- Формулировка вывода.
- Фиксация проведенных исследований в форме презентации и доклада.
Уровень подготовки учащихся данного класса по предмету «Английский язык» средний. Уровень сформированности умений проводить исследования — средний. Поэтому источники информации использовались на английском языке, их анализ проводился на русском. Оформление доклада осуществлялось под руководством учителя и с использованием словаря, дополнительной литературы и интернета.
Учитель предложил исследовать вопрос взаимосвязи характера и его отражения в одежде, в частности, британского характера. Изучался как национальный костюм, так и в одежда литературных персонажей. Учащиеся выбирали понравившийся костюм, искали его описания и изображения, самостоятельно изготавливали его. После этого им было предложено выдвинуть предположение о характере обладателя костюма. Для анализа выбирались костюмы литературных героев известных английских произведений и национальные костюмы ирландцев и шотландцев. Учащиеся изготавливали костюмы на куклу и описывали степень сложности и детали, которые они использовали в работе над костюмом. Свои предположения учащиеся фиксировали на английском языке, а затем искали описание характера англичан, шотландцев и ирландцев. Основной вывод, который они сделали, заключался в том, что одежда отражает исторические традиции и национальный менталитет, поэтому является составной частью национальной культуры, в частности — британской.
Проект состоит из трех демонстрационных версий: презентации, доклада и костюмов, сшитых учащимися. В презентации содержится иллюстративная часть исследования, в докладе — текстовый материал. Костюмы относятся к приложению и являются необходимым элементом исследования.
Руководитель проекта являлся тьютором, проходя с учащимися все этапы проекта, помогая им и корректируя их действия. Основные трудности в выполнении проекта:
- Выбор направления исследования и определение темы.
- Сортировка информации из подобранного материала.
- Отсутствие опыта исследовательской работы.
- Неумение грамотно оформлять работу.
- Недостаточный уровень владения языковыми средствами для оформления проекта.
На выходе учащиеся получили возможность оценить свой уровень владения: информацией, лексикой по теме «Одежда». Освоили навыки работы с Интернетом, программой создания презентаций PowerPoint, иголкой и ниткой. Они оттачивали логические операции: сравнения, обобщения, противопоставления. Этот проект мы представили на муниципальном страноведческом конкурсе. Работа над проектом заняла один месяц. Следовательно, даже в классах с невысоким уровнем обученности использование проектной методики возможно, а предлагаемые в учебники темы открыты и для такого вида деятельности, как исследование.
Об авторе: учитель английского языка, МБОУ "Иваново-Эсинская СОШ" Владимирской области Ковровского района. Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.