Хоровое пение и академический вокал на примере хора Масик, г. Санкт-Петербург
Проблемы были изложены практикующим педагогом вокалу Е.В. Масловым в статье «Существует ли сегодня детская вокальная педагогика?». Опираясь на информацию сайта школьного хора Масик, хочу дать ответ на эту статью.
Детская вокальная педагогика существует и, оказывается, не только в специализированных учебных заведениях. Руководитель найденного мной в сети хора окончила Московский государственный педагогический институт, работала с Д.Б. Кабалевским, являвшимся руководителем Лаборатории музыкального образования Научно-исследовательского института Школ министерства просвещения РСФСР. Концертмейстер окончил Ленинградскую консерваторию. Работают они по программам «Хоровое искусство», «Ансамблевое и сольное пение», предполагающим, в конечном итоге, овладение школьниками основ академического пения.
Я понимаю так: ни о каком тщательном отборе детей в общеобразовательной школе не может быть и речи. Скорее, большое значение приобретает желание детей оставаться после учебного дня в объединении дополнительного образования.
Педагогическая деятельность руководителей хора направлена на сохранение и развитие традиций и навыков хорового пения в нашей стране, овладение школьниками репертуара — от детских песен, до произведений русских и зарубежных композиторов-классиков, песен народов России и зарубежных стран.
Хоровое пение в школе сейчас рассматривается как комплексное решение воспитательных задач ФГОС. А это — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Прекрасно, что школьный хор в дополнительном образовании детей не замыкается в рамках собственной школы: дети выезжают на многочисленные концерты, хоровые олимпиады. Педагоги не останавливаются на поставленных задачах по хоровому воспитанию. Задачи перерастают в новые цели для успешно осваивающих хоровое пение учеников: ансамблевое пение, сольное пение. Значит, у школьников есть возможность гармонично развивать полученные навыки и выходить к новым творческим вершинам. Солисты, как информирует сайт, периодически выступают с сольными концертами.
Совместное стремление учеников и педагогов к творческому росту увенчалось необычными, как мне кажется, для отделений дополнительного образования общеобразовательных школ результатами. Участие в международных конкурсах, рассчитанных главным образом на профессиональную подготовку музыкантов, принесло детям из общеобразовательной школы успех.
В этой общеобразовательной школе никогда не используют микрофоны и минусовки. Ученики имеют возможность каждый раз по-новому показывать ощущение образа при повторных исполнениях произведений. Соглашусь с Е.В. Масловым, что на местах больше приветствуются красочные тусовки с ритмичным речитативом или, что хуже, громким атональным «пением» под фонограмму, с подтанцовкой и костюмами, куда детям, обучающимся в академической манере, вход для выступления просто противопоказан — разные стили, разные культуры, разное ощущение творческого процесса, разные критерии.
Очень сложно научить правильному пению. Действительно, звуки, усиленные с помощью микрофона, далеко не всегда говорят о наличии таланта и прекрасном вокале. Эстрадное пение тоже требует грамотного, тщательного и многолетнего обучения.
Единственно, на что я не нашла ответ: как относится система образования к подобным достижениям учеников общеобразовательных школ? Чем помогают в процессе творческого освоения русского и зарубежного классического репертуара?
Об авторе: Никифорова Анна Владимировна.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.