Фольклорные жанры на уроках развития речи в начальных классах. Примеры работ детей
Наше время — время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, — даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Все мы мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Приближение к современному речевому идеалу необходимо начинать с первых дней обучения ребенка в школе. Первоначальные представления об изобразительных возможностях словесного искусства (о живописании словом), о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи я даю на уроках чтения и уроках развития речи. Огромное предпочтение при этом я отдаю фольклорным жанрам.
Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. При знакомстве с фольклорными жанрами провожу интегрированные уроки, носящие занимательный характер:
- урок-праздник;
- урок-игра;
- урок-путешествие;
- урок-ярмарка.
Коммуникативная направленность этих уроков активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, сочинять, свободно пользоваться языком в различных речевых ситуациях. Также использую проблемно-поисковый метод.
Например: работа со сборником пословиц и поговорок:
- подбор их по нужной тематике;
- подбор словесных забав для различных жизненных ситуаций;
- запись и подбор народных примет по временам года.
Дети выступают активными участниками познавательного процесса. Знания являются результатом собственного мышления и понимания. Основой обучения становится не запоминание готового материала, а активное участие детей в процессе его изучения. Эти уроки имеют практическую направленность. Дети, используя полученные знания, выполняют творческие задания. При изучении малых фольклорных жанров дети красочно оформляют и издают журналы, книжки-малышки. Знакомясь с загадками и анализируя их, дети находят в них сравнения, метафоры, олицетворения. На следующем этапе работы дети сами сочиняют загадки, соблюдая нормы их построения. Работы детей очень интересны и заслуживают внимания.
Мы делали сборники (сборник загадок, считалок, словесных забав, сочинений по пословицам и крылатым словам, сборник сказок). Сейчас это все хранится в папках.
Вот такие интересные загадки сочинили дети 2-го класса.
Он похож на пароход, только посуху плывет,
На рубашке и простынке расправляет все морщинки.
Гроза ворон стоит на грядке,
Торчат из-под шляпки соломенные прядки.
Сидит певец усатый, сметану любит он.
Его боятся мыши, но пса боится он.
То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе! Продырявит море!
Стоит на окошке хрустальный дворец.
Живет в нем, играя, прекрасный пловец.
Наполнен до верха тот дом голубой
Прозрачной, чистой и свежей водой.
Вот зеленый сарафан, он большой, как барабан.
Многослойный — он нам нужен, чтобы приготовить ужин.
Очень часто обращаюсь к пословицам и поговоркам русского народа. Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивает мышление детей, учит находить общее между названием произведения и его содержанием, учит понимать значение заглавий, основную идею произведения. На уроках русского языка неоценимым помощником по выработке основных правил правописания служит материал, собранный на основе пословиц и поговорок. Дети пишут сочинения по пословицам, опираясь на свой жизненный опыт.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож
Недалеко от города текли ручьи. Один ручей смотрелся в свое водяное зеркальце и не мог налюбоваться собой. А другой помогал щенку, который жил рядом: давал ему попить, когда было жарко.
Однажды хороший ручеек попросил другого ручейка подлить водички, чтобы напоить щенка, потому что сам он начал высыхать.
— Нет, — сказал плохой ручеек. — Тогда я испорчу свою красоту.
Хороший ручеек ответил ему:
— Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Ушинский писал: «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значений народных пословиц».
Поспешишь — людей насмешишь
Два брата Федя и Гриша Рыбкины собрались на речку. Они так торопились, что перепутали ботинки: Федя надел один свой, один Гришин, а Гриша наоборот. Вышли они на улицу и увидели Свету. Она засмеялась, глядя на мальчиков, и спросила: «Почему вы ботинки разные надели?» Мальчики посмотрели на свои ноги и покраснели.
С тех пор Федя и Гриша никуда не торопятся, потому что знают, поспешишь — людей насмешишь.
Детей всегда привлекают и завораживают сказки. Сочинение сказок с использованием олицетворений, сравнений и метафор — праздник для детей. Их работы заслуживают внимания и восхищения. Это сказки «О подснежнике», «О путешествиях», «О тучке», «О чем рассказали крыши» и т.д.
Сказка про тучку
Высоко-высоко в небе на вершине самой высокой горы стоял Тучкин домик. Домик был в сказочных узорах. В домике жили пушистые и хрупкие снежинки. Захотелось им посмотреть, что делается в лесу. Они взяли друг друга за лучики, укрылись снежным покрывалом и превратились в Тучку.
Тучка медленно плыла по небу и вдруг увидела Зайчишку. Ему было холодно в лесу. Тучка подарила Зайке свои мохнатые снежинки. Зайчику стало опять тепло и весело. А Тучка решила вернуться домой.
Дома ее встретили сестры — снежинки. Тучка обрадовалась и приняла их с любовью. Вот и закончилась ее прогулка.
Подснежник
Растопило солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, проснулся маленький подснежник. Малыш спросонья повертел своей беленькой головкой и удивился. Вокруг таял снег, текли ручейки. Он спросил у солнышка, когда оно выглянуло из-за облачка:
— Солнышко, ты знаешь, не рано ли я проснулся?
— Нет, — ответило солнышко, — как раз вовремя.
— Спасибо, — ответил малыш и еще раз огляделся.
И они с солнышком подружились.
Однажды в лес пришел волк и хотел сорвать подснежник. Но солнышко стало сильно сиять, и волку стало плохо. Так они и победили волка.
М. Горький писал: «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Список использованной литературы:
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М., 1994. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Дидакт, 1993.
Об авторе: Крылова Валентина Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ лицей № 8 г.Нижнего Новгорода.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.