Особенности учебного процесса
Методика преподавания в индийских школах не отличается многообразием способов и приемов. Если система российского образования всячески поощряет самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, альтернативные способы решения задач, творческий подход к выполнению задания, то для индийского школьника главное — четкое знание фактов. Чем ближе к тексту получается пересказ параграфа, тем лучше. Поэтому самым распространенным способом выполнения домашнего задания является обычная зубрежка. Да и в классе довольно часто учитель просто зачитывает материал по предложениям, а дети хором повторяют за ним.
Учебники
Как правило, родители сразу получают комплект решебников для каждого предмета, чтобы ребенок мог найти правильный ответ и выучить его. Учитывая наполняемость классов в Индии, у преподавателей нет возможности уделить достаточное внимание закреплению нового материала, поэтому многие дети из семей среднего класса занимаются с репетитором. Такие занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Проверка знаний осуществляется во время контрольных срезов, проводимых в письменной форме.
School project (школьный проект) — еще одна популярная форма выполнения домашнего задания. Зачастую эти проекты напоминают знакомые нам рефераты, но в младших классах дети готовят различные презентации с помощью пенопласта, цветной бумаги, пластилина и других подручных средств.
Большое внимание в индийских школах уделяется патриотическому воспитанию и углубленному изучению исторического прошлого страны, ее физической и экономической географии. Зачастую молодые люди, только что окончившие школу, могут не иметь представления о том, кто такой Юлий Цезарь, Чингисхан или даже Наполеон, зато каждый сможет в подробностях рассказать, в чем заключаются заслуги перед отечеством Ашоки, Чатрапати Шиваджи или Махатмы Ганди.
Школьные будни
Дети учатся 5-6 дней в неделю по 6-8 уроков в день. Как правило, дети находятся в одном помещении на протяжении всех занятий, не переходя из кабинета в кабинет. Особенностью учебного процесса является отсутствие перемен — детям предоставляется лишь один 15-минутный перерыв, во время которого они могут подкрепиться в буфете или съесть принесенные из дому чапати (лепешки из муки грубого помола) или бутерброды.
В большинстве школ учебный год делится на два семестра. Дети также отдыхают во время национальных и крупных религиозных праздников (индуистский праздник Дивали, мусульманский Ид аль-Фитр, христианское Рождество, День Независимости и т.д.). Летние каникулы приходятся на самое жаркое время года — с апреля по июнь. Находиться в классной комнате, даже оснащенной многочисленными потолочными вентиляторами, в такую жару было бы невозможно. Дети возвращаются в школу с началом сезона дождей, когда температура воздуха заметно понижается. Зимние каникулы, которые начинаются в конце декабря, уступают летним по продолжительности: в середине января школьники вновь приступают к занятиям.
В классных журналах учителя отмечают отсутствующих, а дневники существуют лишь для записи домашнего задания. Об успеваемости ребенка родители узнают из специальных распечаток, периодически предоставляемые учителем.
Дневники индийских школьников
Школьники 10-12 классов могут самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения. Например, для поступления в медицинский университет дети посещают дополнительные занятия по биологии, физике и химии.
Выпускные и вступительные экзамены
Выпускные экзамены по каждому предмету носят комплексный характер и проходят в присутствии школьных учителей и специальной комиссии, наблюдающей за порядком проведения. Экзамены по биологии, химии и физике состоят из двух частей: практической и теоретической. Практическая часть предполагает проведение опытов и объяснения полученных результатов.
Экзамен по английскому языку, например, состоит из прочтения стихотворений и отрывков из прозаических произведений, ответов на вопросы по тексту, выполнения грамматических упражнений, написания сочинения на одну из предложенных тем, сюжетного рассказа, а также составления личного или делового письма. Результаты выпускных экзаменов сообщаются лишь через 1-2 месяца после их проведения.
После окончания школы каждый выбирает свой жизненный путь: одни поступают в колледжи и университеты, другие сразу начинают работать, чтобы помочь своей семье.
Прием в вузы зачастую прием проводится на основании результатов выпускных экзаменов после 10 класса SSLC (Secondary School Leaving Certificate) или 12 класса HSC (Higher Secondary Examination). Но в тех университетах, где практикуются вступительные экзамены, они настолько разные, что сложно сделать общие выводы. Например, экзамен в медицинских вуз может состоять из двух частей: Физика и химия, зоология и ботаника. Оба теста состоят из 100 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальная оценка — 200 баллов.
Об авторе: Анна Александрова, филолог, Индия, г. Мумбаи. Фото автора.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.