Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.
Педагог всегда является средоточением и носителем культуры, а школа – оплотом культурных ценностей. Ценностные ориентации, прежде всего, учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги. Культурная среда образовательного учреждения формируется в процессе обеспечения гуманистических идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе и учитывающих интересы, потребности, запросы родителей и школьников. Ценностные ориентации учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги.
Современному педагогу, чтобы идти «в ногу со временем», важно рационально и плодотворно его использовать, разбираться в особенностях его восприятия людьми разных возрастов и культур, относится к своему и чужому времени бережно и внимательно, т.е. обладать временной культурой, чувством времени. Педагог, осваивающий временную культуру, непременно будет учитывать не только биологический, но и социальный опыт использования времени окружающих. Психолого-педагогическую компетентность учителя можно рассматривать как совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (М.И. Лукьянова).
Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть за новыми подходами к системе образования, выступаем за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умения владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности, и любить детей. Так же учитель должен обладать харизмой, т.е иметь необыкновенно большие способности или исключительную одарённость. А так же самому выстраивать и продумывать свой собственный имидж (это некий образ, который человек представляет миру, своего рода само презентация для других.)
Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности. Профессионализм является результатом "внутренней" активности личности (А.К. Маркова). Профессиональная активность определяется как интегральное, динамичное качество учителя, проявляющееся в профессионально-педагогической деятельности, отражающее уровень самореализации, саморазвития личности и преобразования деятельности.
Профессионализм учителя состоит из трех основных составляющих:
- Профессиональная компетентность
- Личностный потенциал
- Педагогическая рефлексия
Профессионально компетентностная личность должна обладать ценностными ориентациями (учитывать интересы потребности и запросы современного образования), грамотностью (общепрофессиональными знаниями), культурой речи (соблюдать нормы литературного языка, использовать в речи выразительные языковые средства), временной культурой (пунктуальностью и хронометрированием), неповторимым и индивидуальным стилем общения (качество голоса, интонация, жесты дикция).
Педагогическая рефлексия - необходимость программировать свое саморазвитие и профессиональный рост. Далее предлагаем вам проявить профессиональную рефлексию, представляем некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя.
Читайте статью Семь типов учителей >>>
Каким должен быть внешний вид учителя?
Для детей неотъемлемой частью культуры учителя является его внешний вид. Представляем вам результаты исследования на тему, «Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?». Вот ответы обучающихся: «Приятное выражение лица, легкая улыбка, веселые и добрые глаза. Одежда удобная для учителя, желательно чтобы одежда не была в течение недели одной и той же. Хотелось бы, чтобы учителя женщины ходили в юбках. Учитель физкультуры не должен ходить по школе в спортивной форме. Прическа, не важно какая, главное, чтобы учителю она шла. Макияж лёгкий не видимый пастельных тонов. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике учителя. Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представлять свой профессиональный опыт. В народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд, он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит».
Список использованной литературы
1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал
2. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования// Завуч .№4. 2001
3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
4. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983
Об авторе: Дарья Викторовна Соколовская , учитель английского языка, г. Томск.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.