Гузаева Мария Юрьевна, 18.01.2011 9

Контроль как базовая функция педагогического управления


В статье анализируется внутришкольный контроль как контроль за образовательной системой со стороны внешних инстанций, нововведения во внутришкольном контроле.


Обсудить статью (уже 9 коммент.) Опубликовать свой материал
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска
Должность: учитель информатики

 

КОНТРОЛЬ КАК БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
 

 

В статье анализируется внутришкольный контроль как контроль за образовательной системой со стороны внешних инстанций, нововведения во внутришкольном контроле. Выделены особенности используемых школами новых технологий контрольной деятельности. Рассмотрен контроль с точки зрения проверки результатов обучения учащихся. Названы основные функции контроля. Выявлено преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Рассмотрен контроль с точки зрения проверки результатов обучения учащихся. Определили его место на всех стадиях процесса обучения.


Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. В отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы преподавателя и учреждения, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет значения проверки и оценки знаний учащихся преподавателем. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.
Рассмотрим внутришкольный контроль как контроль за образовательной системой со стороны внешних инстанций. Обратная связь между субъектом и объектом управления предполагает сегодня не только формальную проверку выполнения принятых решений, но и определение того, в какой мере эти решения соответствуют изменившимся потребностям, интересам, ценностям. Грамотно поставленный внутришкольный контроль делает управление каждой подсистемой школы чувствительным как к изменениям в ней, так и к ее изменениям. Реагирование на эти изменения осуществляют планирование, организация и руководство. Таким образом, контроль теснейшим образом связан с другими видами управленческих действий и благодаря ему цикл управления оказывается замкнутым[1] .

Внутришкольный контроль – вид управленческой деятельности, призванный выполнить роль (функцию) обратной связи между системой внутришкольного управления и элементами школы как объекта управления.

Установление и поддержание обратной связи предполагает:

1)    разработку и использование стандартов, эталонов, критериев, норм оценивания состояния разных подсистем школы;
2)    определение сферы действия каждой из этих норм;
3)    сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам;
4)    анализ причин выявленных рассогласований; поиск путей их преодоления;
5)    принятие соответствующих решений и
6)    проверку их исполнения.

Перечень названных действий характеризует отдельные процессы контрольной деятельности. Совокупность отдельных процессов контрольной деятельности представляет собой общий процесс внутришкольного контроля. Далее будем рассматривать нововведения во внутришкольном контроля только для контроля за образовательной подсистемой школы.

Новое в концептуальных основаниях контрольной деятельности в школе:

 

связывание конкурентоспособности школы с тем, в какой мере набор и качество оказываемых ею образовательных услуг соответствует социальному заказу на эти услуги;
связывание возможностей школы как открытой системы реализовать то или иное содержание образования с возможностями и ограничениями внешней среды;
связывание эффективности работы школы как организма с тем, в какой мере являются согласованными все протекающие в ней процессы.

Новое в направлении контроля. К числу новых устремлений внутришкольного контроля мы относим:

 

 

перемещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единолично, на коллективные формы контрольной деятельности;
расширение доверительности контроля за счет использования таких его форм, как самоконтроль и взаимоконтроль;
увеличение гласности контроля, обретение членами общешкольного коллектива права и возможности доступа к контрольной документации;
повышение уровня профессиональной компетентности субъектов контроля, прежде всего за счет делегирования контрольных полномочий заместителям директора школы по разным направлениям работы или профильным кафедрам, методическим объединениям учителей и т.д.

Новое в содержании контрольной деятельности в школе. Новым в содержании контрольной деятельности является стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы, и отказ от морально устаревших действий. К числу новых видов контрольных действий для контроля за образовательной системой мы относим:

 

 

  • разработку стандартов контроля (модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.);
  • диагностику состояния образовательной подсистемы школы;
  • оценку состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
  • принятие решения о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;
  • организацию исполнения решения (организация коррекционной работы);
  • проверку исполнения решения.

Новое в организационных формах и структурах контрольной деятельности. Новизна субъекта контроля определяется не только и не столько его новым названием, сколько новизной выполняемой им роли в системе контрольной деятельности. Новые коллективные и индивидуальные субъекты включают в себя:

 

 

  • совет выпускников школы, отслеживающий промежуточные и конечные послешкольные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы, отражающую ее миссию;
  • стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующие независимо или в составе Совета школы: отслеживают степень достижения целей стратегических планов школы;
  • научно-методический совет: отслеживает степень достижения целей инновационных проектов;
  • кафедры: отслеживают степень достижения целей освоения образовательных модулей в рамках направлений и профилей школьного образования;
  • преподаватели вузов, приглашенные специалисты: осуществляют совместно с работниками школ промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся последней ступени школьного образования; зачастую итоговый контроль проводится в форме абитуры, то есть совмещается со вступительными экзаменом в профильный вуз;
  • экспертные советы при органах внутришкольного управления (совете по развитию школы, научно-методическом совете, кафедрах): оценивают степень соответствия продуктов контрольной деятельности требованиям научного подхода.

Новые технологии контрольной деятельности в школе. Особенностью используемых школами новых технологий контрольной деятельности является стремление к объективности и достоверности результатов измерений состояний всех протекающих в школе процессов. Среди новых технологий внутришкольного контроля, осваиваемых школами в настоящее время, мы выделяем, в частности для контроля за образовательной системой школы:

 

 

  • социологические методы – для выявления содержания социального заказа в школе;
  • методики отсроченного оценивания результатов школьного образовательного процесса;
  • методы моделирования протекающих в школе образовательных и инновационных процессов, процесса управления, обеспечивающих процессов (в том числе вероятностное и имитационное моделирование);
  • технологию диагностической постановки образовательных целей, предполагающую перевод целей образования на язык наблюдаемых действий, в основе которой лежит процедура уточняющего прояснения и достраивания целей;
  • рейтинговую систему оценки знаний школьников, стимулирующую их систематическую работу;
  • методики контроля знаний на основе иерархизированной системы тестового контроля;
  • программы контроля знаний, разрабатываемые учителями-предметниками для хранения в ЭВМ;
  • компьютерные средства контроля за ходом выполнения планов школы.

Новое в условиях и ресурсах контрольной деятельности в школе. Ни один руководитель на сегодняшний день не обходит вниманием вопрос централизованного сбора, обработки и хранения всей контрольной информации, а некоторые из них решают его в рамках создания АСУ школой.

Новое в результатах, продуктах и эффектах внутришкольного контроля. Охарактеризованные изменения в системе внутришкольного контроля неизбежно сказываются и на его результатах. К числу таких результатов для контроля за образовательной подсистемой школы мы относим:

 

  • обеспечение соответствия набора и качества реализуемых школой образовательных программ выявленному ею социальному заказу;
  • обеспечение соответствия содержания инновационного процесса потребности школы в обновлении;
  • обеспечение соответствия между запланированными и реальными результатами образовательного и инновационного процессов;
  • обеспечение согласованности между ходом выполнения образовательных программ;
  • обеспечение согласованности между процессами разработки и реализации инновационных проектов, и также обеспечение их соответствия требованиям научного подхода;
  • обеспечение согласованности процессов функционирования и развития школы.

Таким образом, к числу новых продуктов контрольной деятельности в школе можно отнести:

 

 

  • во-первых, контрольные решения, все многообразие которых охарактеризовано нами ранее при характеристике новых граней содержания внутришкольного контроля;
  • во-вторых, модели (образы) состояния внешней и внутренней среды школы, которые выстраиваются субъектами внутришкольного контроля для обеспечения полноты набора объектов и стандартов контроля;
  • в-третьих, контрольную документацию.

Анализ и  оценка опыта нововведений во внутришкольном контроле показал, что описанная выше панорама нововведений, отражающая «точки роста» преимущественно передовой, прогрессивной практики внутришкольного контроля по отношению к массовой практике представляет собой пока только тончайший слой деятельности школьных управленцев. Причем эта деятельность связана зачастую с локальными нововведениями, находящимися на начальных стадиях своего жизненного цикла, разработка и освоение которых осуществляется методом проб и ошибок, поэтому говорить о перспективах использования массовой школой большинства конкретных нововведений во внутришкольном контроле еще преждевременно.

Мы считаем необходимым отметить, что в целом инновационным школам удалось наметить основные проблемы контроля, найти интересные решения этих проблем, вписывающиеся в общие тенденции развития современной школы и управления ею, однако уровень теоретической и методической проработанности этих решений явно недостаточны.

Далее рассмотрим контроль с точки зрения проверки результатов обучения учащихся. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Контроль крайне необходим для успешного протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах. Кроме того, контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль обучаемого). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Контроль – это обратная связь в учебном процессе, соотнесение целей и результатов обучения, диагностика учебных достижений учащихся[2] .

Контроль в обучении выполняет многообразные функции:

 

 

  • стимулирующую (повышает ответственность учащихся при выполнении учебных заданий);
  • оценочную (оценка учебных достижений учащихся учителем, самооценка и взаимооценка);
  • корректирующую (коррекция и предупреждение ошибок);
  • образовательную (расширение и углубление знаний, обработка умений);
  • развивающую (развитие познавательных способностей учащихся);
  • воспитывающую (формирование ответственности, аккуратности, настойчивости и т.п.).

Контроль в процессе обучения – наиболее отработанная процедура как в теории, так и в методике. Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся (по Н.А. Сорокину):

 

 

  •     индивидуальный характер контроля;
  •     систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  •     разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля;
  •     всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучаемых;
  •     объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы педагога;
  •     гласность (доведение до учащихся обоснованных критериев оценки);
  •     дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества обучаемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта педагога.

Соблюдение указанных требований (рис. 5) обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом занятии, это оценка результатов обучения на занятии. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

 

 

 


Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знаний, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. В этом случае, считается в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний.

Кроме того, содержанием проверки является социальное и общепсихологическое развитие учащихся. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умений использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение. Однако, во-первых, эти социальные и психологические результаты обучения весьма трудно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление некоторых социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как посягательство на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир учащегося. Тем не менее, перед педагогикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях.

 

 

 

 

Методы и формы контроля

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий педагога и обучающихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса[3] . Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса. С той точки зрения можно выделить методы школьного контроля и методы научной диагностики («научного контроля»). Большинство дидактов уделяет преимущественное внимание первым – методам школьного контроля, то есть методам проверки, которые используют школьные учителя. При этом в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь). Охарактеризуем основные методы и формы проверки результатов обучения.

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический отчет учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения. Экзамены как способ проверки знаний вызывают неоднозначную оценку как педагогов, так и учеников. Отмечаются два главных недостатка экзамена с традиционным выбором экзаменационных билетов учащимися. В «вытягивании» удачного-неудачного билета есть элемент случайности («экзамен-лотерея»). Сгладить этот недостаток дает возможность спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. Второе – экзамен является в известной степени стрессовой ситуацией для экзаменующегося, часто блокирующей его интеллектуальные возможности. Это так, однако, человек всю жизнь в процессе своей деятельности подвергается проверке и оценке, поэтому и учащиеся должны быть готовы к контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную, сто, кстати, и свойственно большинству экзаменующихся. Поэтому экзамен остается эффективной формой проверки знаний, умений, развития мышления, сформированности взглядов, отношений, оценок.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знаний и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляются степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду прежде всего проведение учащимся лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарат и пр. Уже по этому перечню видно, что казанный метод больше подходит к профессиональной школе и он действительно чаще используется в ней: в техническом, медицинском, педагогическом образовании.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

Возможности использования контролирующих устройств применяются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Учащихся специально надо учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы.

При текущем контроле знаний педагогом широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, о говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю получить достаточно полные данные об учащемся: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умений мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом при корректировке обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися[4] .

Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов – дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Из сказанного ясно, что создание такого прибора требует специальных знаний и времени. Учителя, разумеется, должны получать готовые тесты. Однако некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, они носят название неформальных тестов.

Как устроен тест? В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ можно представлять в одних случаях заполнением промежутка в тексте, в других случаях нужен выбор одного из предложенных ответов (обычно 3-5). В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его как ошибочный от ядра и правильного ответа.

В дидактике существуют и тесты типа эссе свободного высказывания, например, сочинения по литературе. Однако тесты со свободными ответами почти не поддаются стандартизированной процедуре оценки, есть опасность утратить надежность и объективность теста.

Тесты различаются также по видам целей обучения. Имеются четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умений давать самостоятельную критическую оценку изученного. А четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

Имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что ученый-разработчик присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом, процентом. Различают также два подхода к анализу результатов тестов. В одних случаях результаты тестов сравниваются со средним результатом по какой-либо группе, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Второй подход дает тесты, ориентированные на критерий. Он имеет большое распространение сегодня и состоит в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются в заранее определенными критериями. Большое значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь учащиеся к концу изучения такого-то курса.

Тесты достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Барсуков И.И. Рейтинг в учебном процессе вуза. Межвузовский сборник. Опыт. Проблемы. Рекомендации: М, 1992.
2.    Вишневская В.П. Педагогические условия управления учебным процессом педагогического колледжа: Дисс., научн. рук.: Беликов В.А., Семенов В.П.; МГПИ – Магнитогорск, 1998 – 23 с.
3.    Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
4.    Сластенин В.А., Шиянов Е.И., Исаев И.Ф., Мищенок А.И. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1997. – 223 с.
5.    Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного управления. Учебное пособие.:  М  - Белгород, 1993.

[1]Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под общей редакцией А.М. Моисеева. М.: педагогическое общество России. 1998. – 232 с.
[2]Гришин Д.М., Панарина Г.П., Прокопенко В.И. Конспективный курс педагогики. Издание 2-е, испр. и перераб. Учебное пособие. – Калуга, 1997.
[3]Сластенин В.А., Шиянов Е.И., Исаев И.Ф., Мищенок А.И. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1997. – 223 с.
[4]Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования России  - http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/kontseptsiya.htm.

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
9 СладкаяКошечка • 16:39, 19.03.2011
После такой статьи совсем не хочется чтобы тебя контролировали.
[Материал]
avatar
8 shnuro4ek • 20:12, 14.02.2011
1223
[Материал]
avatar
7 [Материал] Васюша • 15:09, 10.02.2011
Освежили память о методах контроля. Спасибо!
[Материал]
avatar
5 [Материал] inessa • 21:45, 26.01.2011
всё конечно понятно, но почему используемая литература 15-20 летней давности7
[Материал]
avatar
Это единственное, что можно сказать о статье? Макаренко тогда вообще нельзя приводить в качестве источников.
[Материал]
avatar
4 Lybacha • 17:27, 24.01.2011
Все доступно и понятно, Спасибо!
[Материал]
avatar
3 Tatjana2216 • 14:57, 24.01.2011
Одна из статей, которые помогают привести имеющиеся знания в систему.
Спасибо!
[Материал]
avatar
1 ohara1976 • 17:13, 20.01.2011
Спасибо, очень качественно и доступно
[Материал]
avatar
2 fidji • 21:07, 20.01.2011
спасибо за комментарий!
[Материал]