Тамара Давидовна Галимова, 03.04.2014 2

Метод case-study в рамках курса "Технология" на английском языке

Подготовка итогового продукта учениками

Метод конкретных ситуаций, или метод case-study, который впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, начали внедрять в Гарвардской школе бизнеса в двадцатые годы прошлого века.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

В настоящее время существуют две классические школы case-study — Гарвардская и Манчестерская. Основное различие заключается в том, что подход Гарвардской школы предполагает поиск единственно верного решения кейса, а в рамках европейской школы целью метода является многовариантность решения проблемы.

Метод кейсов (case-study) в наше время широко используется в обучении экономике за рубежом и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Метод предполагает активный проблемно-ситуативный анализ конкретных учебных ситуаций. Его отличительной особенностью является создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни. Акцент обучения методом анализа ситуации направлен не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество в группе.

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающиеся должны получить. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего обсуждение.

Метод интегрирует в себе технологии развивающего обучения, основываясь на формировании многообразных личностных качеств обучающихся. Case-study можно рассматривать как разновидность проектной технологии, когда идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса. Несомненным достоинством метода является то, что создает условия для "ситуации успеха". Он предусматривает деятельность, способствующую активизации обучающихся, стимулированию успеха, формированию устойчивой мотивации и познавательной активности.

Созданный как метод изучения экономических дисциплин, метод кейсов прекрасно встраивается в систему приемов эффективного обучения технологии на английском языке. Предмет "Технология" осуществляет подготовку обучающихся 10-х и 11-х классов гимназии к деятельному участию в материальном и духовном производстве региона и страны. В процессе освоения программы по предмету систематизируются языковые и социокультурные знания, приобретенные в основной школе, а также развивается умение использовать английский язык как инструмент для восприятия иноязычного материала и использования его в профессиональной деятельности

Значительное внимание в процессе изучения предмета "Технология" уделяется овладению основами предпринимательской деятельности, этике предпринимательства, имиджу предпринимателя, его умению строить деловые отношения и проектировать деятельность.

Обучающиеся получают представление о:

  • составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций;
  • об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач;
  • об организации производства и труда;
  • о снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Поскольку курс предусматривает значительное расширение тематического вокабуляра, метод анализа конкретных ситуаций способствует формированию навыков аргументированного высказывания в письменной и устной форме, обогащению словарного запаса. С помощью этого метода развивается самостоятельное мышление, проявляются аналитические и оценочные навыки, способность работать в команде и вырабатывать решение поставленной проблемы.

С методом case-study я столкнулась, когда начала использовать в качестве дополнительного учебно-методического обеспечения учебный комплекс Market Leader (David Cotton, David, Falvey, Simon Kent) издательства "Longman". Каждый раздел учебника, а все они посвящены различным аспектам предпринимательской деятельности, заканчивается кейсом. Все кейсы содержат сюжетную часть, написанную в интересной и доходчивой манере. Ситуация содержит реальную информацию с указанием источника (например, "Financial Times") и описанием реально существующей компании, например, "Vodafonе". Приводятся название и описание продукции, имена и должности главных персонажей, информация о состоянии рынка в данной области, о конкурентах, о финансовом положении компании и другие данные, которые необходимы для решения проблемы в каждом отдельном случае. Непосредственная цель метода case-study — совместными усилиями группы обучающихся и учителя проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. В итоге оцениваются все предложенные варианты, и выбирается лучший. Цель и содержание кейса в рамках урока технологи зависят еще и от того, какие лингвистические знания необходимо закрепить и какие практические знания и умения получить.

При решении кейса на уроке необходимо пройти несколько этапов. Первый включает в себя ознакомление с ситуацией. Это может быть Background — знакомство с историей и особенностями ситуации. Далее следует выделение проблемы и факторов и персоналий, которые могут оказать влияние, и предложение концепций для "мозгового штурма". На этом этапе формируются группы количеством от 2 до 5 человек для создания вариантов решения. Роли в группе распределяются в ходе анализа ситуации и обсуждения: кто-то становится лидером, кто-то исполнителем. Иногда есть необходимость создать группу экспертов для анализа последствий того или иного решения. Представление результатов анализа или презентация является очень важным этапом. Умение публично представить интеллектуальный продукт, выделить его достоинства и аргументировать свою позицию на английском языке формируется при условии правильной организации подготовительной работы и качеств самого кейса, который должен соответствовать четко поставленной цели, иметь соответствующий уровень трудности, развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию и обязательно иметь несколько решений.

Непубличная презентация может представлять собой отчет по выполнению задания, служебную записку с предложениями по решению проблемы, рекламный проспект или ответ на жалобу. При этом необходимо стимулировать такие качества, как умение подготовить текст точно и аккуратно, выделив главные аспекты.

Презентация результатов анализа кейса может быть и групповая, и индивидуальная. Подготовка к индивидуальной презентации формирует собранность, ответственность. При групповой защите предлагаемого варианта решения кейса развивается умение работать в команде, координировать действия.

Что дает использование case-study метода?

В целом, обучение с помощью метода кейсов:

  • развивает критическое мышление;
  • помогает сформировать новое видение ситуации;
  • развивает аналитические способности;
  • учит быть толерантным к мнению других членов команды;
  • развивает навыки коммуникации.

Оценка вклада каждого участника в группе

При оценивании вклада каждого участника в процесс обсуждения и поиск решения возникают определенные трудности. Необходимо соблюдать объективность, предъявление единых требований и обоснованность оценок — их аргументацию. Поскольку в методе case-study дискуссия занимает центральное место, роль учителя очень важна — он должен добиваться активности всех участников, выслушивать все аргументы за и против, контролировать процесс в общем, но не влиять на содержание.

Кейсы, предлагаемые для решения в УМК "Market Leader", основаны не только на методе открытой дискуссии, но и предполагают получение продукта, что в значительной степени облегчает учителю осуществление контроля. Таким продуктом может быть как публичная, так и непубличная презентация, где можно оценить не только способность выдвигать интересные идеи, но и умение представить их в правильном языковом оформлении на должном лексико-грамматическом уровне.


Список литературы:

  1. Антипова М.В. Метод кейсов (case-study)/Методическое пособие для преподавателей филиала. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ».Сентябрь,2011
  2. Jenny Miller. Case study in second language teaching Graduate School of Education. The University of Queensland
  3. Herreid, Clyde Freeman.
  4. Start with a story: the case study method of teaching college science. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data
  5. Nunan, D. Research methods in language learning. Cambridge: Cambridge University Press. (1992).

Об авторе:

учитель английского языка высшей квалификационной категории,
МАОУ Гимназия №2 г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 lyulyok • 22:53, 14.04.2014
С интересом прочла статью. Технология очень интересная. Развивает коммуникативные навыки. Учит анализировать, делать выводы, принимать решения. Учит работать в группе.

Ольга Тасенюк.
[Материал]
avatar
Тамара Давидовна, спасибо! Интересный метод. Статья информативная и читается легко. Не знакома с УМК, о котором вы пишете, но идея очень понравилась. Здорово, что есть готовый к использованию УМК, самому такую информацию собрать можно, но это бы заняло несколько лет и, возможно, не было бы целостной системы занятий.
[Материал]