Разумова Галина Александровна, 20.02.2011 11

«Чужих детей не бывает» (опыт работы по реализации городского проекта «РИТМ»)


В данной статье представлен  опыт работы методиста со школой по реализации городского проекта «РИТМ» (организация отдыха, оздоровление и трудоустройство детей и подростков «группы риска»). Цель проекта - создание условий для социализации детей и подростков «группы риска» в процессе летних каникул, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних.


Обсудить статью (уже 11 коммент.) Опубликовать свой материал
Анализ состояния проблемы

В Рудничном районе г. Кемерово 449 семьи находятся в социально опасном положении. Воспитание в неблагополучной семье часто определяется как воспитание в условиях депривации, что означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка.  Число детей в таких семьях составляет 738. Эти дети составляют «группу риска» с точки зрения их соматического и психического здоровья. Работа, проводимая специалистами районного филиала «Центр диагностики и консультирования», Центра социальной помощи семье и школе, педиатрами и подростковым врачом показала, что для таких детей и подростков характерны расстройства психоневрологической сферы, общая соматическая ослабленность организма, патохарактерологическое формирование личности и астеноневротическое состояние.

Личное развитие детей и подростков также отклоняется от нормы. Развитие идет по особому пути, способствующему формированию специфических черт характера, поведения и отношения к окружающему миру. Для них характерны ситуационность мышления, узость и бедность содержания мотивов, ориентация на внешний контроль, короткая перспектива будущего, непринятие себя, недоверие к другим людям, опора на отрицательный эталон в сексуальном развитии, ориентация в самооценке на мнение других, зависимость и деструктивная агрессия.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, не социализированы, не имеют позитивной модели поведения и мотивации к ее применению, не имеют мотивации к взаимодействию с взрослыми. Все эти особенности существенно снижают эффективность деятельности работников системы образования  и других служб района в направлении реализации права ребенка на безопасную жизнедеятельность, повышают риск криминализации детей и подростков и роста преступности, распространения асоциальных явлений в обществе.
В соответствии с Федеральным законом № 120-РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» педагоги и специалисты районных служб, ответственные за данное направление, в течение учебного года проводят работу по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся «группы риска» и состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних, способствующую их социальной адаптации.

В период школьных каникул, когда дети фактически предоставлены сами себе, внутренние и внешние факторы риска многократно усиливаются, что может привести к росту правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Поэтому работа с детьми данной категории должна осуществляться непрерывно как в течение учебного года, так и во время каникул.
В 2004 году Управление образования администрации г. Кемерово, МУО «Научно-методический центр» и МУО «Центр диагностики и консультирования» (ЦДиК) разработали городской проект «Ритм». 

Цель проекта - создание условий для социализации детей и подростков «группы риска» в процессе летних каникул, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН) отдела милиции № 2 Управления внутренних дел г. Кемерово.
Дом детского творчества Рудничного района является координирующим центром по организации и реализации проекта «Ритм». Реализация проекта осуществляется поэтапно.

I этап – организационный
Ежегодно в мае методисты Дома детского творчества проводят совещание для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений района. На совещании их информируют о правонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними Рудничного района г. Кемерово, о количестве организованных рабочих мест для подростков в период школьных каникул, о Центрах дневного пребывания в ОУ района и количестве детей, которые будут там отдыхать, о создании отряда по проекту «Ритм» на базе Оздоровительного центра «Бор» Дома детского творчества. С программой проекта «Ритм» знакомят родителей на общешкольных родительских собраниях с целью организации труда, отдыха и досуга детей и подростков «группы риска» и состоящих на учете в ОПДН.   Методистом Дома детского творчества, ответственным за работу по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, совместно со школьными уполномоченными милиции и инспекторами ОПДН проводится сверка списков обучающихся, состоящих на учете в ОПДН. Организационный этап заканчивается проведением методистом ДДТ Круглого стола «Лето-200__», в котором принимают участие социальные педагоги, зам. директора по ВР ОУ района, специалисты Центра социальной помощи семье и детям, ЦДиК,  районного кабинета медико-наркологической и психологической помощи подросткам, служащие пунктов охраны общественного порядка, инспектора ОПДН УВД Рудничного района. На заседании Круглого стола обсуждается план работы по направлениям совместной деятельности всех служб и подразделений района с детьми и подростками «группы риска» и состоящих на учете в ОПДН УВД Рудничного района, разрабатываются формы и методы работы на период летних каникул. По итогам сверки формируется отряд по проекту «Ритм» на базе ОЦ «Бор» Дома детского творчества. Зам. директора по ВР ОУ информируют присутствующих о педагогах, ответственных за данное направление работы в школах в течение лета (помесячно). За обучающимися «группы риска» и состоящими на учете в ОПДН закрепляется общественный воспитатель из членов родительского комитета школы, служащих пункта охраны общественного порядка, ветеранов педагогического труда, общественной организации «Женщины Кузбасса», членов регионального отделения партии «Единая Россия». По итогам работы Круглого стола методист Дома детского творчества составляет информационную справку (план) о занятости обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, в период летних каникул помесячно.

II этап – реализация проекта
Реализация проекта «Ритм» проводится в двух направлениях:

 

-    воспитательная работа на отряде детей и подростков «группы риска» на базе оздоровительного центра «Бор» Дома детского творчества;
-    организация и руководство трудовым объединением «Ритм» обучающихся образовательных учреждений района, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОПДН.

В первый год работы по проекту «Ритм» был сформирован профильный отряд «СпАрт». Это название образовано их трех английских слов: sport, spirituality , art. Вместе это можно рассматривать как Движение Рыцарей  СпАрта.
Рыцари СпАрта – это те дети  и подростки, кто гармонично сочетает в своей жизни увлечение спортом (занятия физическими упражнениями, участие в спортивных соревнованиях, походах, военно-патриотических играх и т.д.), искусством (занятия в творческих мастерских, музыкальных объединениях, занятия живописью, участие в экскурсиях и т.д.) и бережным отношением к природе (экологические акции, экспедиции, ипотерапия).

Девиз Рыцаря СпАрта: 
«Будь Рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!».

Кодекс Рыцаря СпАрта:

 

-    Быть честным и справедливым в своих поступках; по-рыцарски вести себя как в спорте, искусстве, так и в жизни, придерживаясь убеждения в том, что самое главное в соревнованиях и конкурсах – дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, его победе над собой, а не над соперником.
-    Быть физически развитым (сильным, крепким, выносливым и т.д.) и постоянно стремиться к дальнейшему физическому совершенствованию.
-    Развить свои способности в сфере искусства и использовать их, в частности, для художественного отображения спорта средствами искусства.
-    Добиваться совершенствования своего внутреннего мира (доброта, чувство товарищества, поддержка, сопереживание, сила воли и т.д.).
-    Проявлять постоянный интерес к миру спорта и искусства (посещать соревнования, концерты, выставки, музеи), поддерживать и развивать его.
-    Стремиться получить глубокие знания о спорте, олимпизме, искусстве, культуре в целом, их истории и современном состоянии.

Для организации досуга и деятельности данного отряда была разработана целевая программа «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни».

Философско-педагогическое кредо программы:

 

-    Нет большей победы, чем победа человека над собой.
-    Человек должен  быть развит во всех отношениях.

В рамках реализации проекта «Ритм» с детьми группы риска работают как педагоги Дома детского творчества, так и специалисты районных служб: Центра диагностики и консультирования, Центра социальной помощи семье и детям,  районного кабинета медико-психологической и наркологической помощи подросткам.

Психолог Дома детского творчества провела воспитательно-коррекционные тренинги для младших школьников: «Я и моя безопасность», «Спокойствие, только спокойствие», «Я и мои друзья», которые способствовали формированию психологической готовности к адекватным действиям при экстремальных ситуациях, развитию психологических качеств, наблюдательности и внимания. Для старших подростков были проведены тренинги по социальным навыкам личности: «Я и они», «Конфликты и компромиссы», способствующие формированию стремления к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от многообразия проявлений их индивидуальности, формированию представлений о конфликтах, умению распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Методист Дома детского творчества организовала и провела мероприятия по гражданско-правовому воспитанию в отряде «Ритм»:

 

  • Правовую игру «Суд над Карабасом-Барабасом», цель которой была знакомство  ребят с основными статьями Конвенции «О правах ребенка» через игру, развитие у детей уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности в том, что закон на их стороне.
  • Игру «Законы писаны для нас», направленную на воспитание гражданственности и профилактику антиобщественного поведения.
  • Игру «Суд идет», формирующую у подростков уважение к законам, культуру правового поведения. 
-    Конкурс правовых знаний «Закон, по которому ты живешь».

Нарколог районного кабинета медико-психологической и наркологической помощи подросткам провела с ребятами.

 

-    беседы: «Воздействие ПАВ на организм детей и подростков», «Последствия употребления ПАВ», «Дым, уносящий здоровье», «Пивной алкоголизм – что это?», направленные на формирование здорового образа жизни;
-    групповые тренинги: «Что вы действительно думаете?», «За кругом», «Скульптура зависимости», цель которых - помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыки защитного поведения.

Офицеры воинской части организовали и провели военно-спортивную игру «Зарница». Это мероприятие позволило детям и подросткам «группы риска» раскрыть качества характера, необходимые для будущих защитников Родины: смелость, находчивость, взаимовыручка. Экскурсия в воинскую часть «Один день в армии» показала будущим призывникам страничку из жизни вооруженных сил РФ, основанной на порядке, дисциплине и служении Родине.

Педагогической находкой первого года работы по проекту «Ритм» можно считать создание «Большого Совета». На нем дети и подростки учились рефлексировать: делиться впечатлениями о прожитом дне, оценивать свои поступки и поступки друг друга.

Работая второй год по реализации проекта «Ритм», педагоги Дома детского творчества Рудничного района провели педагогический эксперимент. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы использовать воспитательное воздействие самого детского коллектива. Дети и подростки «группы риска» были сформированы не в отдельный отряд, как в первый год работы, а распределены по отрядам, наравне с другими детьми. В результате эксперимента они получили:

 

-    опыт положительного общения со сверстниками;
-    навыки организации социально значимого, коллективно-творческого детского дела;
-    умение находить компромиссы в общении с детьми и взрослыми.

Для детей была представлена большая информационно-развлекательная программа: психологические тренинги, ролевые игры, упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы, представления Кемеровского цирка и Кукольного театра, экскурсии в конно-спортивный клуб «Амазонка», Музей-заповедник «Красная Горка», в лес за сбором лекарственных трав, спортивная эстафета «Быстрый, ловкий, умелый», акция «Красный, желтый, зеленый» по профилактике ПДД совместно с инспекторами ГИБДД Рудничного района.

Вторым направлением реализации проекта «Ритм» была организация и руководство районным трудовым объединением «Ритм» из подростков «группы риска». Эта форма работы стала в районе традиционной. Работая в трудовом объединении, подростки также получают возможность попробовать себя в различных профессиях, что способствует их профессиональной ориентации. Ребята имеют возможность заработать деньги, что позволяет им почувствовать самостоятельность и  значимость своей работы. Кроме того, с подростками, работающими в трудовом объединении «Ритм» проводится большая профилактическая работа по предотвращению правонарушений и преступлений. Эту деятельность осуществляет районный оперативный отряд из обучающихся школ района. Члены оперативного отряда проводят со своими сверстниками «группы риска» викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые и правовые игры, направленные на формирование  навыков правомерного поведения, гражданско-правовой культуры, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию, культуры прав и обязанностей взрослых и детей в семье, навыков участия в дискуссии. Руководитель отряда, методист Дома детского творчества Рудничного района, является главным организатором мероприятий по реализации городского проекта «Ритм».

 III этап – Анализ реализации проекта «Ритм».
Анализ проделанной работы по проекту «Ритм» и информационная справка о занятости детей и подростков «группы риска» (факт) сдается ежемесячно в ТОО Рудничного района и Управление образования администрации г. Кемерово.

Не всегда процесс реализации проекта проходил гладко:

 

-    финансирование на содержание (оздоровление) детей и подростков «группы риска» и состоящих на учете в ОПДН на базе ОЦ «Бор» по проекту «Ритм» осуществляется из Фонда социального страхования. Возникает проблема, если ребенок хочет отдыхать в лагере и на втором сезоне, т.к. финансирование того же ребенка на второй сезон не разрешается;
-    дети и подростки «группы риска» в основном из семей, где родители не работают, либо работают на частного предпринимателя, работают неофициально, либо в качестве законных представителей детей и подростков выступают пенсионеры-опекуны, бабушки и дедушки, которые не отчисляют взносы в Фонд социального страхования, в результате чего дети не могут быть зачислены в лагерь;
-    средства, которые администрация города выделяет на экскурсии и посещение культурно-досуговых учреждений для детей и подростков «группы риска» и состоящих на учете в ОПДН, оздоравливающихся по проекту «Ритм» на базе ОЦ «Бор», не всегда перечисляются к началу работы нового сезона, что затрудняет проведение запланированных культурных мероприятий.

Несмотря на выше перечисленные трудности, реализация городского проекта «Ритм» имеет большое значение в организации отдыха, оздоровлении и трудоустройстве детей и подростков «группы риска» и состоящих на учете в ОПДН. В течение трех лет подростками, состоящими на внутришкольном учете и на учете в ОПДН, в период летних каникул не было совершено ни одного преступления и правонарушения.

Разумова Галина Александровна
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
 «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»
Методист, «Почетный работник общего образования РФ»,
высшая квалификационная категория

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
11 Солоир • 20:59, 26.02.2012
Материал интересен,пригодится в моей работе.
[Материал]
avatar
10 мираж62 • 22:28, 03.01.2012
Мне интересен был материал статьи, так как ежегодно приходится решать вопрос организации свободного времени несовершеннолетних из семей с социально опасными условиями на базе нашего реабилитационного Центра. Занимаемся и трудоустройством таких подростков в летний период в тесном взаимодействии с Центром занятости и Отделом молодёжных инициатив. Спасибо автору, что поделился положительным опытом в решении этих проблем!
[Материал]
avatar
9 Ym-ka • 20:12, 24.11.2011
Ваша статья актуальна, пригодится в моей работе)
[Материал]
avatar
8 Рорина • 20:47, 02.07.2011
проект интересен. Понравились игры по гражданско-правовому воспитанию.
[Материал]
avatar
7 Оксана62 • 09:18, 17.06.2011
Проблема, действительно, актуальная. Но решать её должны все вместе, исключая ситуацию "лебедь, рак и щука".
[Материал]
avatar
6 аналитик0491 • 14:30, 15.06.2011
Спасибо за опыт. Мне тоже близки все проблемы. затронутые автором.Считаю, что главная цель проекта - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН) отдела милиции успешно достигнута. Могу поделиться опытом своей работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. методом организации клубной работы.
[Материал]
avatar
5 abpbrfvfn • 15:52, 22.05.2011
Трудным детям очень нужны такие проекты, как "Ритм". Спасибо!
[Материал]
avatar
4 ilya1983 • 11:27, 26.04.2011
Мой опыт показал, что дети не вольно копируют учителей, и хорошо замечают все...
[Материал]
avatar
3 shnuro4ek • 09:02, 05.03.2011
1378
[Материал]
avatar
2 стрелец2040 • 13:23, 27.02.2011
Очень хотелось бы. чтобы наша школа воспользовалась Вашим опытом работы по реализации проекта.Учитель с тридцатилетним стажем педагогической работы.
[Материал]
avatar
1 Svetusha • 12:45, 27.02.2011
Мне очень близки поднятые в данной статье проблемы, как заместителю директора по воспитательной работе. Уверена, что данный материал пригодится нам в своей работе.Спасибо!
[Материал]