Екатерина Пашкова, 29.09.2021 0

Право на ошибку ученика. Может ли ребенок обучаться в школе с радостью?


Как вы мотивируете учеников или какой мотивации от них ожидаете. Я о том, что ваш урок или ваша школа это про контроль или обучение от души?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Вчера Путин поручил сократить число контрольных и диагностических работ. Уж не знаю, произойдет это или нет. А пока часто обычное школьное обучение заточено на контроль:

  • вышел к доске – оценка
  • написал самостоятельную – оценка
  • домашнее или творческое задание – оценка
  • контрольная, уже не говоря об экзамене – оценка

Работа и творчество постоянно оценивается отметками, баллами, сертификатами, дипломами, количеством прочитанных книг или выполненных проектов. Потом составляется общий рейтинг и идёт соревнование, какой ребенок более успешен в этом предмете.

У ребенка не остается возможности творить, экспериментировать, исследовать. Вся его жизнь — в рамках оценки и рейтинга. Он не может экспериментировать, потому что эксперимент может привести к неуду.

Сколько вариантов лампочек сделал Эдиссон, пока не открыл рабочий вариант? 10 тысяч. Десять тысяч неудач, прежде чем совершить прорыв.

Всегда, когда человек ищет варианты, он ошибается. А ошибаться нельзя.

Отсюда мышление у школьника не работает. Он как машинка воспроизводит готовый алгоритм, предложенный учителем. У него нет развития, то есть  идёт поиск и самообучение, у него есть дрессировка — выработка единственно правильного варианта, отработка навыка. Тупая, механическая работа.

Это не даёт радость познания, творчества, открытия. Не даёт удовольствия от обучения и выполнения заданий. Нет контроля над своими действиями, есть лишь рамки, шаблоны и постоянный страх.

Это приводит к депрессии уже у школьников.

И, что ещё страшнее, ребенок, который не узнал радости творчества, познания, открытия и обучения как самого действия, как процесса, лишается этой радости навсегда. То есть не научившись этому в школе или до школы, почти невозможно получать радость от процесса обучения и работы в будущем.

Такие взрослые становятся заложниками своей жизни. Когда они делают работу или учатся только на оценку, зарплату, похвалу, вознаграждение. А такая радость — очень мимолётна, в ней нет глубины и истинной внутренней мотивации.

А как обучаются ваши ученики? Они могут ошибаться? Есть ли у них возможность высказать своё мнение, показать своё видение, решить задачу/проект своим способом?

Поделитесь в ответ на это письмо или в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?