Профессиональное самоопределение на уроках трудового обучения, как средство социализации обучающихся.
Травмирующие факторы неблагополучной семьи оказали негативное влияние на развитие способностей этих детей определять перспективы собственной жизни. У большинства выпускников коррекционных учебных заведений в центре внимания интересов находится проблема создания семьи, а стремление к работе отходит на второй план.
Многие наши воспитанники испытывают затруднения при выполнении требований, предъявляемых им современным производством. Важным моментом является правовая незащищённость, как следствие правовой безграмотности. Долго на производстве наши бывшие выпускники не задерживаются. Увольняются по собственному желанию или их увольняют за нарушение правил трудовой дисциплины, становятся безработными. Бывают случаи, когда увольняют необоснованно, но отстоять свои права, в силу правовой безграмотности, они не могут.
Это вызывает озабоченность судьбами детей и заставляет нас, учителей, искать пути для формирования у них, осознанного выбора профессиональной карьеры, и наилучшей адаптации в современном мире трудовых взаимоотношений.
Формирование профессионального самоопределения учащихся мы рассматриваем как формирование жизненного плана, обязательным компонентом которого является профессиональное самоопределение, как одно из средств социализации личности (социальной и профессиональной адаптации).
Комплексное организационно – методическое обеспечение процесса изучения и формирования профессионального самоопределения учащихся являются ежедневной работой, на каждом уроке, с помощью следующих условий:
- Через раннюю индивидуализацию и дифференциацию обучения, с целью выявления склонностей, способностей учащихся к разным видам профессиональной деятельности (программа трудового обучения коррекционной школы, начиная с 4 класса, позволяет реализовать эти условия).
- Через систему педагогических технологий формировать у учащихся знания и умения о самосознании, т.е. адекватном образе «Я», что помогает им более успешно соотнести требования современного производства и собственные способности и возможности.
В ходе реализации данной задачи, особо эффективны следующие технологии, которые я применяю на уроках по подготовке младшего обслуживающего персонала:
- игровые технологии;
- экскурсии на производство;
- проблемные задачи;
- обучение на практике;
- устные журналы;
- профориентационные классные часы;
- недели трудового обучения.
Игровые ситуации позволяют учащимся принимать на себя разные профессиональные формы, поэтому «детская игра – это первый профориентатор ребёнка» (А.Г.Асмолов,1996)
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он, в процессе игры, развивается, получает подготовку к дальнейшей деятельности и формирует ключевые компетенции. (Креативность (творчество, «гибкость»); инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить новую информацию; способность постоянно учиться новому).
Например: Предметный праздник: «Путешествие в царство ГИГИИ,
царство Чистоты и Порядка» - 5кл.
Цели: формирование ключевых компетенций; умения работать в коллективе; способности к самостоятельному решению проблем.
Детям предлагалось представить, что мы отправляемся в путешествие и с нами, едут все те, кто любит чистоту и порядок.
Путешествовали по следующему маршруту:
- станция «Грязнулька»
- город «Лентяйск»
- полустанок «Угадай-ка»
- город «Чистоты и порядка»
- станция «Будь здоров!»
Были использованы элементы сюжетно-ролевой игры, где учащиеся инсценировали условия воображаемых действий и играли определённые роли: «Неряха», «Грязнулька», «Лентяй», «Умник», «Здоровячок» и т.д.
Задача учителя состояла в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию ключевых компетенций.
Таким образом были реализованы цели и задачи предметного праздника.
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности, мобилизуют умственные возможности детей, развивают организаторские способности, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместных действий.
В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра.
В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены.
Например: урок итогового закрепления и повторения в 8 классе по теме «Уход за больными»- «Постановка простейших физиотерапевтических процедур».
Цели: формирование профессиональных умений и навыков по уходу за больными;
серьёзного и ответственного отношения к своим обязанностям;
воспитание гуманного отношения к людям.
В ходе урока была использована игра, девиз которой «Теплом душевным и уменьем лечи больных своих сестра». Суть игры в том, что учащиеся выступали в роли младшей медицинской сестры, показывали и комментировали свои действия по постановке горчичников, банок, компрессов, подачи грелки, пузыря со льдом больному. Хорошо просматривалось на уроке тёплое, нежное, чуткое отношение к больному. К выполнению процедур воспитанники подошли со всей серьёзностью и ответственностью. Формировались профессиональные умения и навыки. Таким образом были реализованы цели и задачи урока.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития, воспитания и формирования профессионального самоопределения ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
Содержание игры должно служить развитию, воспитанию и формированию ключевых компетенций.
Игры должны быть обязательно:
- эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
- познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
- игры должны быть социально ориентированные.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.
Во время проблемных экскурсий на предприятия (приёмное отделение больницы, станция скорой медицинской помощи, детская поликлиника, женская консультация, отдел кадров ЦРБ, прачечная и т.д.) перед учащимися ставилась проблема: «Смог бы я работать на данном предприятии? Да. Нет. Почему? Что мне мешает?». При подведении итога экскурсии по проблеме высказывается каждый учащийся. Ему даются определённые консультации,-.рекомендации. Во время экскурсии воспитанники знакомятся с новыми людьми, режимом работы предприятия, трудовой дисциплиной, должностными обязанностями, задают интересующие их вопросы. Такая работа с подростками, помогает формированию адекватной самооценки и более точному определению с профессиональными намерениями.
Чётко организованная система профессиональной ориентации – это важное средство жизненного и профессионального самоопределения, которая оказывает помощь, детям с отклонениями в развитии, в осознанном, самостоятельном выборе профессии путём специальной организации их деятельности в учебное и внеучебное время, включающей:
- приобретение знаний о себе, формирование адекватной самооценки, умений самоанализа;
- формирование знаний о мире труда и профессий, общетрудовых умений и навыков, соотнесение знаний о себе с
- требованиями профессий, социальной средой, рынком труда;
- оказание консультативной помощи в выборе профессии.
С целью оптимизации процесса профессионального самоопределения старших подростков проводится ряд мероприятий:
- Тематический подбор классных часов.
- «Труд, как потребность человеческой жизни»;
- «Калейдоскоп профессий, или Как не ошибиться в профессиональном выборе»;
- «Характер человека и его проявления в профессиональной деятельности»;
- «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности?»
- «Социально – профессиональная мобильность – качество современного человека» и др.На общее обсуждение выносились такие вопросы, как: Что такое пунктуальность, общительность? Как выбрать профессию? Кто такой хороший работник с точки зрения работодателя? Как вести себя на собеседовании с работодателем? Какую роль играет мобильность работника в современном мире трудовых взаимоотношений?
- Неделя трудового обучения.
Каждый день недели посвящён определённой профессии и состоит из следующих частей:
- выступления представителей данной профессии;
- диалог, ответы на вопросы;
- упражнения на сформированность профессионально важных качеств (решение ситуационных задач);
Например: У больной на второй день после операции появились боли в животе. Она просит у младшей мед. сестры грелку.
Как поступить?
Например: Больная не разрешает проветривать палату, объясняя это тем, что у неё пневмония, повышенная температура.
Как поступить?
- викторина (закрепление полученных знаний).
В результате учащиеся расширяют информационное поле о профессиях, составляют объективные представления о своих ЗУН и возможностях в профессиональной сфере.
3.Устный журнал по проблеме «Рынок труда и найм работника»
- «Товар, которым обладает каждый»;
- «Трудовой договор»;
- «Защита трудовых прав работника».
Подробно были освещены следующие темы:
- Трудовой договор.
- Выдача трудовой книжки.
- Отстранение от работы.
- Рабочее время.
- Время отдыха.
- Дисциплина труда.
- Охрана труда.
- Защита трудовых прав работника.
Знания подкреплялись решением проблемных ситуаций.
Например: За отсутствие на рабочем месте без уважительной причины (прогул)в течении нескольких дней, организация «Трест Шахтострой» расторгла трудовой договор с гражданином Мухиным.
Правомочными ли являются действия организации?
Например: Работники столовой обратились к администрации с просьбой починить проводку электропечи, потому что печь «била» их током.
Получили ответ, что средств нет, порекомендовали бережнее относится к электрооборудованию.
Правомочны ли действия администрации?
Например: Гражданку Петухову администрация больницы перевела с должности санитарки (з/п 5000р) на должность уборщицы (з/п 4300р), не объяснив причину такого перевода.
Петухова сказала, что не согласна с таким решением и будет жаловаться.
В какие инстанции может обратиться гражданка Петухова со своими претензиями?
На данное мероприятие приглашались специалисты: работодатель, председатель профсоюзного комитета, зам. директора по БЖ, гости с базовых предприятий. Решались вопросы:
-Как часто расторгают трудовой договор по собственному желанию?
- Случалось ли расторгать трудовой договор за появление на работе в стадии алкогольного опьянения?
- Были ли случаи увольнения с работы за кражу чужого имущества? и т.д.
Такая целенаправленная работа с подростками помогает точнее определиться с профессиональными намерениями, повышает самостоятельность, ответственность. Самооценка значительно изменяется в сторону адекватности, что связано, прежде всего, с изменениями представлений о самом себе. Воспитанники становятся более уверенными в себе, снижается тревожность и беспокойство.
Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится производительному труду и производственной практике, основная роль которых – встреча воспитанников с производством и приобретение опыта будущей профессиональной деятельности.
Производительный труд в школе способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду.
На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качества, как потребность в труде, трудолюбие.
Намного повышается эффективность производительного труда, когда учащиеся с интеллектуальной недостаточностью организованы на совместную деятельность.
На базе школьной мастерской по подготовке младшего обслуживающего персонала на протяжении нескольких лет функционирует Малое ученическое предприятие «Чистюля», работниками которого являются учащиеся старших классов. Они ознакомлены с должностными обязанностями, ежедневно получают инструктаж по технике безопасности и успешно справляются с работой уборщика служебных кабинетов школы на 0,25 ставки, получают зарплату, что содействует повышению мотивации к физическому труду.
Работодатель предоставил им работу, создал нормальные условия труда. Воспитанники, как работники, честно и добросовестно выполняют свою работу, соблюдают трудовую дисциплину и берегут имущество.
Участие ребёнка в процессе производительного труда подготавливает его к труду на пользу общества.
Учащиеся старших классов нашей школы проходят производственную практику на базовых предприятиях, которыми являются: Центральная районная больница Прокопьевского района и МДОУ «Детский сад №77 «Колобок». С этими предприятиями нас связывает давняя дружба. Между Администрацией школы и Администрацией данных предприятий заключён договор о совместной деятельности на условиях взаимовыгодного сотрудничества в области специального образования.
Во время пребывания на производстве самое главное - это правильно наладить взаимоотношения между учащимися и членами коллектива. Перед практикой необходимо обговорить условия, в которых будут трудиться подростки. Ежедневно подводить итоги, учитывать объём выполненной работы, выслушивать самоотчёт о проделанной работе, обсуждать результаты практической деятельности, подробно анализировать ошибки и намечать пути их устранения.
Работа в лечебных учреждениях формирует у воспитанников этические аспекты жизни трудового коллектива. Помогает познать этику общения между различными категориями работников (врач-сестра-санитарка), обеспечивает слаженную работу коллектива, формирует здоровый нравственный климат, помогает совершенствовать профессиональное мастерство.
Во время работы в ЦРБ учащиеся помогают ухаживать за больными, поддерживать санитарный режим ЛУ, меняют постельное и нательное бельё тяжелобольным, подклеивают амбулаторные карты, сопровождают больных в диагностические кабинеты, заготавливают перевязочный материал: шарики, тампоны, жгутики, салфетки и т.д.
Прохождение производственной практики в детских дошкольных учреждениях, где учащиеся выполняют объём работы помощника воспитателя, воспитывает навыки ухода за маленькими детьми, привычку содержать детей в чистоте, поддерживать санитарный режим в помещениях, а это – важные качества хозяйки, матери, жены.
Работой наших учащихся довольны, всегда рады нашему приходу. Девочки имеют определённый запас ЗУН. Качественно выполняют любую порученную работу.
За серьёзное и ответственное отношение к своим обязанностям, воспитанники имеют благодарственные письма.
Работая на базовых предприятиях, учащиеся глубже знакомятся с профессиями, изучаемыми в школе (санитарка, младшая медицинская сестра, помощник воспитателя, уборщик служебных помещений, работник кухни). Эти профессии всегда востребованы на рынке труда нашего города. Трудовая деятельность позволяет учащимся постигать красоту труда, получать удовлетворение от процесса созидания.
Считаю, что внесла свою лепту в подготовку воспитанников к самостоятельной жизни в современном мире трудовых взаимоотношений. Многие мои выпускники успешно работают санитарками в ЛПУ нашего города (Областная Травматологическая больница, ЦГБ №1, Больница для Ветеранов, Травмпункт Центрального района и т.д.)
Очень рада, что смогла привить любовь к самой гуманной профессии в мире, профессии медицинского работника.
Если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников, будет более успешной.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.