Цели и задачи начальной школы определены программой, по которой я работаю - УМК «Школа-2100». Это и создание условий для качественного усвоения материала, и формирование коммуникативных способностей, и, безусловно, развитие творческих способностей. Они замечательные, удивительно гармоничные, но… Выполнение их возможно при таком же «идеальном», гармоничном развитии ребенка, поступающего в школу.
Раз в четыре года 1 сентября я встречаю своих первоклассников на пороге школы. Какие они? Они разные – смешные, добрые, любопытные, непоседливые, удивительно непосредственные. Мои малыши могут многому научить взрослых: удивляться, смеяться, забывать о плохом. Но начались школьные будни… Кому-то легко справляться с любыми задачами, а кому-то трудно даже правильно держать ручку.
Есть такое понятие - готовность/неготовность к школе. Имеется в виду школьная зрелость - такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором школьный режим, нагрузки и требования будут ребенку по силам, не повредят его физическому и психическому здоровью. Факторами риска школьной незрелости являются ослабленное здоровье, неврологические нарушения, педагогическая запущенность. Но если ребенок готов к школьному обучению, неплохо справился с тестовыми заданиями на собеседовании, всегда ли он успешен? Оказывается, нет. В обучении от самого ребенка зависит только желание учиться, а оно возникает тогда, когда есть успех. Успех же возможен, когда учеба организована в соответствии с возможностями и особенностями ребенка.
Чтобы более подробно выявить проблемы каждого ученика и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, мы в сотрудничестве с психологом школы, проводим первичную диагностику. Анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 1-х классов есть проблемы, связанные с недостаточным уровнем личностного развития и дезадаптацией к школьному обучению.
Передо мной встал вопрос - как помочь им? Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными? Рассуждая над этими вопросами, я пришла к выводу, что наиболее эффективная помощь школьникам – обеспечение необходимого уровня развития психических процессов. В результате мной была написана программа «Успех», рассчитанная на второе полугодие 1 класса. Данная программа рассматривается как комплексная программа психологического сопровождения первоклассников в учебно-воспитательном процессе, которая должна помочь учащимся в разностороннем развитии, а также раскрыть их способности и создать необходимые условия для самореализации.
На занятия отводится по 7-10 минут на каждом уроке. Программа реализуется в групповой форме, так как опыт показал, что именно она является наиболее эффективной и экономичной. На занятиях по этой программе происходит развитие познавательной сферы в зависимости от цели конкретного занятия. Упражнения включают в себя несколько блоков: внимание, память, мышление, мелкая моторика.
В конце учебного года было проведено повторное обследование с целью выявления результатов коррекционно-развивающей работы учителя. Полученные результаты позволили мне сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая программа «Успех» действительно дала успешные результаты. Кроме того, снизилась утомляемость учащихся, повысилась работоспособность, интерес к процессу обучения остался стабильным.
Если в первом классе ребенок сохраняет много детских качеств, то уже во втором начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью, а трудности в обучении влекут за собой проблемы не только учебного, но и коммуникативного характера. И опять я возвращаюсь к своему вопросу - как помочь ребенку стать не только хорошим учеником, но и преданным другом, радеющим за свой коллектив, любящим и умеющим общаться и дружить? Следовательно, на втором году обучения у меня возникла необходимость продолжить коррекционную работу с использованием тренировочных упражнений, воздействующих на различные стороны психики. Для этого я написала программу «Успех-2», которая является продолжением программы «Успех», которой был присвоен статус авторской педагогической разработки комбинаторного типа.
Вся коррекционная работа выстраивается на следующих принципах:
- Каждый ребенок может научиться всему, когда в него верят взрослые.
- Достижение положительного результата возможно только путем "от успеха к успеху": ребенок на каждом уроке и занятии имеет возможность чувствовать свою успешность.
- Доброжелательная атмосфера на уроках: развитие ребенка возможно только на положительном эмоциональном фоне.
- Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.
- Качественный подход: средства, с помощью которых достигаются высокие результаты, оптимальны, т.е. требуют минимальной затраты времени и сил учащихся.
Интересные по своему содержанию игры и задания, отсутствие напряженности создают положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
По форме организации все игры и задания можно разделить на групповые, парные, фронтальные и индивидуальные. Работа в группах позволяет уделять внимание формированию социально-психологической зрелости, развивать навыки общения и совместной деятельности.
Для оценки эффективности занятий психологического развития следует использовать следующие показатели:
- Уровень участия учителя в выполнении заданий учащимся: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников, следовательно - выше развивающий эффект занятий;
- Особенности поведения учащихся па занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий;
- Результаты выполнения контрольных заданий.
Новизна данной программы заключается в том, что она глубоко психологична по смыслу, разработана не школьным психологом, а учителем начальных классов и является фундаментом для оптимального усвоения программного материала. По окончании данного курса стало видно, что мои дети отличаются широтой восприятия, способностью к классификации, обладают продолжительным периодом концентрации внимания, живым воображением, коммуникативными качествами. Я пришла к выводу, что следует продолжить работу не только по формированию у учащихся учебных навыков, но и развитию творческих, социальных, академических и др. способностей.
Для этого мы продиагностировали детей и увидели, что в классе образовались следующие группы детей:
- Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (комплекс факторов выявляется в ходе сопоставления результатов специального тестирования на интеллект, креативность, мотивационные характеристики);
- Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Юные музыканты, математики, спортсмены, артисты;
- Дети, хорошо обучающиеся в школе;
- Дети, достигшие минимального необходимого уровня, т.е. образовательного стандарта.
Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности. Для современной школы актуально не только и не столько дать определенный багаж знаний (всего знать все равно нельзя), но и, что более важно, подготовить учеников использовать умения, навыки приобретения знаний, коммуникативные в том числе, для собственного становления. Поэтому я решила систематизировать всю работу с данными группами детей в проекте, который может помочь детям самореализоваться и развивать не только специфическое дарование, но и всю личность, эмоции, интеллект, художественные и социальные способности. Когда мы развиваем детей только интеллектуально, оставляя их душевно неграмотными, они не смогут не только прийти к диалогу с собой, но и общаться с другими. Это и стало темой моей следующей работы: «Развитие творческих и академических способностей учащихся в системе начального образования».
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок, но формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение в нашем классе получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это уроки-путешествия, уроки-исследования, конференции т.д. В нашем коллективе созданы исследовательские группы, творческие мастерские. Задания на таких занятиях всегда творческие, включающие исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; проводим много практических работ, работ со словарями, со справочной литературой. Прежде всего делается акцент на формирование умения учиться: регулярно предоставляется возможность детям выступать в роли учителя, исключается давление учителя, на занятии - свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. На своих занятиях использую межпредметные связи, сведения из истории и этнографии, музыки и живописи. Каждый урок - как маленькое художественное произведение.
Среди форм и методов внеурочной работы наиболее широкими возможностями выявления и развития способностей учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а напротив - очень интересно. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.