Анна Полевая, 05.10.2013 16

Без бумажки ты – букашка?.. Проблема бумаготворчества в работе школьного учителя

Количество бумаг, заполняемых учителями, растет год от года
Сегодня многие дискуссии посвящены качеству современного образования и тому, каким должен быть современный учитель. Но, предъявляя к учителю высокие требования, не часто упоминают о том, что кроме таланта преподавания и любви к своему предмету, современный педагог должен также обладать качествами… бюрократа.
Самый скромный подсчет говорит о том, что количество бумажек, заполняемых и сдаваемых педагогами в различные инстанции, выросло за последние годы раза в два.
 

Обсудить статью (уже 16 коммент.) Опубликовать свой материал

Учитель-предметник и завалы бумажек

Как предметник, учитель обязан к началу учебного года сдать календарно-тематическое планирование на каждый класс и факультатив. Что, в общем-то, разумно. Однако часто написание и сдача КТП превращается в настоящую пытку. Если учитель работает в маленькой школе, то количество календарных планов увеличивается в разы. Придя на помощь педагогам, Министерство образования регулярно  выпускает печатные КТП, однако директора школ, не обращая внимание на рекомендации, требуют переписывать КТП и отдавать на утверждение… Доколе?!..

Портфолио учителя… Это – отдельная песня. Идея в целом интересная: педагог накапливает те наработки и достижения, которые потом может предъявить при дальнейшем трудоустройстве в случае смены работы, либо при другой необходимости. Однако, введя обязательное  портфолио для учителей, а также его обязательную форму, на учителей навесили еще одну обязанность, которая часто ближе к бюрократии, нежели к преподаванию.

Далее. К каждой олимпиаде, при подготовке к ЕГЭ и к различным конкурсам учитель должен составить индивидуальный план работы с учениками, который будет включать мониторинг знаний, анализ ситуации… Часто при этом после составления и заполнения множества папок сил на то, чтобы рассмотреть личность ученика и его потребности, может и не остаться.

А если к этому добавить поурочные планы… Вместе с ними количество бумажек доходит просто до астрономического числа. Введение ФГОС обещает только усложнить "бумажную"ситуацию.
 

Классный руководитель: обратная сторона «бумажной проблемы»

Как классный руководитель, педагог обязан сдать в начале каждой четверти план воспитательной работы, который включает в себя понедельное планирование классных и внеклассных мероприятий, целью которых является воспитание личности учеников.

Постепенно в обязанности классного руководителя были вменены также: Если добавить обязательные планы классных часов и воспитательных мероприятий, то становится очевидно, что нормальная работа классного руководителя  просто тонет в бумажной волоките. А между тем, классное руководство — одна из самых творческих, интересных сфер школьной жизни. Каких результатов могла бы достичь наша школа, если бы часы, которые классные руководители посвящают писанине, они отдавали  воспитательной работе?

Выход есть?

Пока что выходом является разумная позиция администрации школы, которая часто, прикрывая педагогов своим авторитетом, идет на уменьшение количества школьной документации, закрывая глаза на их отсутствие. Однако – увы – это могут позволить себе только немногие школы, имеющие определенный авторитет. В остальных же педагоги, стеная, жалуясь, а возможно, и отрывая время от преподавания, – вынуждены исписывать бесконечные кипы бумаг, которые, скорее всего, никто и никогда не прочитает…

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 tatjanaradost • 14:04, 08.10.2015
Со всем согласна. Сейчас мы занимаемся "важной" бумажной работой, которая "съедает" время, нужное для работы непосредственно с детьми и качественной подготовки к урокам. Где умные головы в управлении образованием АУ!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Dream • 00:41, 05.10.2015
Вот заставили в 2015 году работать с электронным журналом (Сетевой город). Работы всё равно не убавилось, а наоборот. Теперь нужно адаптировать КТП для экспорта в СГ и ставить оценки и в бумажный, и в электронный журнал.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 zayaz9790 • 12:26, 16.09.2015
и смешно и грустно, когда ты и предметник и классный руководитель. решительно нет времени выполнять свою работу, развиваться и воспитывать этих бедных никому не нужных детей, просто писать бумагу ,чтобы БЫЛО..государство обманывает само себя..
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 ola-la9509 • 14:08, 05.08.2015
Полностью согласна с автором статьи Мы тоже увязаем в бесконечных отчетах, планах, программах. Подчас горько замечаем: "Хорошая работа, только дети мешают". При нагрузке 34 часа время на качественную творческую подготовку практически не остается. "Мы иссушили ум бумагою бесплодной"...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 zakholga • 20:19, 11.02.2015
К сожалению, это действительно так. На творчество и работу с детьми, -то есть то, чем учитель действительно должен заниматься,- времени практически не остается. А руководители МО должны еще сдавать план работы МО и отчеты за полугодие и по каждому проведенному мероприятию внутри школы!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 dana080964 • 09:17, 04.02.2015
Я полностью с Вами согласна. Это, своего рода, крик души, только в никуда...
[Материал]
avatar
Много "нужных" бумаг приходиться готовить к уроку (тесты, раздаточный материал...)Без этого не обойтись в современной школе. Но когда готовишь бумаги для бумаги, то становится грустно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Piryatinskaja • 22:53, 16.12.2014
Печально, но факт... без бумажек мы - ничто! В настоящее время от нас не требуют качество образования, а требуют отчёты, справки. Утешает то, что куда ни зайди - в поликлинику, на почту, в различные государственные офисы - везде одно и то же: бумажки!.. Так что не мы одни! Но: когда это закончится?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 romashka4042 • 20:55, 25.11.2014
Здорово.Автор реально описал настоящую картину современного российского педагога. Иногда даже не знаешь за что ему приходиться браться?Либо писать план-конспект урока, либо оформить родительское собрание, или подготовиться к открытому уроку? И вот так почти каждый день. А вот было затронуто КТП? Если бы сейчас только как раньше требовали КТП, то в настоящее время требуют рабочие программы, в которых содержится, на мой взгляд очень много лишнего. Вот и думай оставаться работать в школе или уйти и навсегда. А многие говорят, что мы просто сейчас все находимся в бумажном веке.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 ov-li • 04:39, 21.09.2014
Все хорошо было бы, если к этому всему перечисленному не добавились отчеты месячные за кл. руководство, которые влияют на оплату кл. руководства. Если отчета нет, то заветные 20% не получишь. Для себя решила, если не заплатят хоть 1 раз, то меня как кл. руководителя потеряли.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 elenakharchenk • 20:17, 20.09.2014
Бумаг действительно много. Но мы сдаем КТП в печатном виде, скачивая с интернета и подстраивая под наш лицей. Работая много лет в одних и тех же классах уже четко знаешь на какую тему сколько дать уроков, т.е. немного подправить в начале года. У нас, я так понимаю хорошая администрация!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Елена7062 • 12:42, 02.09.2014
Скажите пожалуйста, вправе ли администрация школы требовать от учителя ПЕЧАТНЫЕ поурочные планы? Заранее спасибо!
[Материал]
avatar
3 anaikinagg • 16:36, 21.07.2014
Вот и меня многие спрашивают,что учитель делает на каникулах. Ответ: "Бумажки сочиняет"
[Материал]
avatar
2 atschool • 23:05, 07.05.2014
Бумажная работа убивает творческую часть, но и без нее нельзя. КТП должен быть. Не хочется писать поурочное планирование, дословно оно мне не нужно (впрочем, от меня дословное планирование никто и не требует в отличие от многих других учителей). Не нужно потому, что я могу поменять все на ходу в зависимости от того как идет урок. Ну, это - опыт, который, как известно, приходит с годами... Бумаги, бумаги, бумаги ---- сколько лесов исчезает! А, кстати, нельзя ли все иметь в электронном виде и только? Даже не ноутбук, а нетбук с собой принесла на урок, раскрыла и вуаля...? Вот ответ мне никто не может дать пока. Это может облегчить работу.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 marmeladka4177 • 18:02, 21.07.2014
Я храню все наработки в электронном виде, распечатываю необходимое только когда нужно предоставить какой-либо отчет руководству.
А так ,если честно, то как в анекдоте - "пациенты - это такие люди, которые мешают врачам заниматься бумажной работой". Так, к сожалению и у нас происходит - давят бумажной работой со всех сторон.
[Материал]
avatar
1 кондраш • 19:46, 17.04.2014
Я с Вами согласна: работать становится все трудней, особенно в малокомплектных школах, где учителю остается только ночевать на рабочем месте. А дом, семья, хозяйство? Это уже никого не волнует.
[Материал]